В книге рассматривается ряд известных подходов к пониманию и осуществлению измерения в эмпирической социологии. В рамках предлагаемой теоретической парадигмы объединяются весьма разнородные результаты, начиная с популярных методов одномерного шкалирования и кончая математическими теоремами репрезентационной теории измерения. Анализируются условия применимости различных способов шкалирования, демонстрируется практическая значимость многих положений, обычно относимых к области сугубо академического интереса. Книга предназначена для студентов и аспирантов-социологов, а также может быть полезной исследователям, желающим корректным образом осуществлять сбор и анализ социологических данных.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 7
РАЗДЕЛ 1. Общие принципы измерения в социологии 9
Глава 1. Проблемы измерения, возникающие в эмпирических исследованиях 9
1.1. Предварительные определения 9
1.2. Установочные и оценочные шкалы 17
1.3. Формирование представлений о признаке в социологии 20
1.4. Проблемы измерения, возникающие при выборе способа анализа данных 23
1.5. Нечисловые измерения в социологии 26
1.6. Состояние общей теории социологического измерения 27
Глава 2. История вопроса (логический аспект) 28
2.1. Общее представление о «мягкой» и «жесткой» стратегиях получения исходных данных 29
2.2. Кризис измерения, обусловленный столкновением двух стратегий 32
2.3. Пути выхода из кризиса 33
Глава 3. Краткое описание предлагаемой концепции 33
3.1. Интерпретация исходных данных — ключевой момент измерения 33
3.2. Измерение как моделирование реальности 36
3.3. Методологические аспекты использования математики в социологии 37
РАЗДЕЛ 2. Одномерное шкалирование 40
Глава 4. Основные цели одномерного шкалирования. Принципы, заложенные в подходах Терстоуна 40
4.1. Цели одномерного шкалирования 40
4.2. Психофизическое измерение как предпосылка одномерного социологического шкалирования 41
Глава 5. Метод Терстоуна измерения установки 43
5.1. Этапы построения шкалы 43
5.1.1. Составление суждений 43
5.1.2. Опрос экспертов 46
5.1.3. Опрос респондентов и приписывание им шкальных значений 52
5.2. Модельные представления 52
5.2.1. Сочетание «мягкой» и «жесткой» стратегий 53
5.2.2. Распределения, отвечающие экспертам и суждениям. Их соотношение 53
5.2.3. Свойства шкалы 59
Глава 6. Метод парных сравнений (ПС) 67
6.1. ПС как метод сбора данных 67
6.1.1. Содержание метода. Свойства получаемых матриц 67
6.1.2. Ограничения метода 70
6.1.3. ПС как шкальный критерий 70
6.2. ПС как метод построения оценочной шкалы 73
6.2.1. Модели Терстоуна 75
6.2.2. BTL-модели парных сравнений 88
Глава 7. Тестовая традиция в социологии 90
7.1. К вопросу о «взаимоотношении» социологии и психологии 90
7.2. Принципы факторного анализа (ФА) 90
7.2.1. Содержание тестовой традиции 90
7.2.2. Формальный аппарат ФА 93
7.2.3. ФА и формирование теоретических понятий 94
7.2.4. Проблемы использования ФА в социологии 96
7.3. Социологические индексы. Проблемы их построения 101
7.3.1. Расчет индекса — способ измерения латентной переменной 101
7.3.2. Индексы для номинальных данных («логический квадрат») 103
7.3.3. Проблемы построения индексов 104
7.4. ФА как способ одномерного шкалирования 107
7.5. Методы одномерного шкалирования, лежащие в русле тестовой традиции 108
7.5.1. Шкала Лайкерта 108
7.5.2. Шкалограмма Гуттмана 11З
7.6. Латентно-структурный анализ (ЛСА) Лазарсфельда 120
7.6.1. Простейший вариант ЛСА: вход и выход 121
7.6.2. Модельные предположения ЛСА 125
Глава 8. Психосемантические методы в социологии 127
8.1. Содержание методов 127
8.2. Семантический дифференциал (СД) 130
8.2.1. Постановка задачи Осгудом 130
8.2.2. Техника СД 132
8.2.3. Факторы восприятия, выделенные Осгудом 135
8.2.4. Практическое использование техники СД 138
Глава 9. Одномерное развертывание 144
9.1. Подход Кумбса 144
9.2. Основная цель метода 146
9.3. Модель восприятия 147
9.4. Техника одномерного развертывания 150
9.5. Задачи, решаемые методом 154
9.6. Методические выводы 155
РАЗДЕЛ 3. Основания типологий шкал, предложенных Кумбсом 160
Глава 10. Типология, основанная на степени упорядочения объектов и расстояний между ними 161
10.1. Отношение порядка и его искажение респондентом 161
10.2. Основания типологии 162
Глава 11. Типология, основанная на процедурах опроса и моделях восприятия 164
11.1. Зависимость ответа респондента от процедуры опроса. Классификация процедур 164
11.2. Модели восприятия 167
РАЗДЕЛ 4. Формализованная теория измерений 168
Глава 12. Роль формализма в развитии науки 168
12.1. Формализация как достижение науки 168
12.2. Недостатки формализации 170
Глава 13. Формализация понятия социологического измерения 170
13.1. Предыстория вопроса 170
13.2. Предложенная Стивенсом парадигма измерения.... 172
13.3. Развитие идей Стивенса 174
13.3.1. Допустимые преобразования шкал 175
13.3.2. Шкала как гомоморфизм 176
13.3.3. Типология шкал по Стивенсу 178
13.3.4. Практическая возможность построения шкал 180
Глава 14. Репрезентационная теория измерений (РТИ) с точки зрения потребностей социологии 181
14.1. Основные задачи, решаемые РТИ 182
14.2. Недостатки формализма РТИ и пути их преодоления ^ 186
14.2.1. Эмпирические отношения, не подлежащие моделированию с помощью чисел 186
14.2.2. Неформализуемые эмпирические системы 187
14.2.3. Широкое определение социологического измерения 189
Заключение 192
Вопросы для самоконтроля 194
Литература 205
Приложения 221