Социология в Свердловске / Екатеринбурге: второе рождение и этапы развития // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып.17 / отв. ред. М. К. Горшков – М. : Новый Хронограф, 2019. С. 150-171.
Зборовский Г.Е.
Социология в Свердловске / Екатеринбурге: второе рождение и этапы развития // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып.17 / отв. ред. М. К. Горшков – М. : Новый Хронограф, 2019. С. 150-171.
Глава из книги: Россия реформирующаяся: ежегодник: вып.17 / отв. ред. М. К. Горшков – М. : Новый Хронограф, 2019. – 576 с.
ISBN 978-5-94881-457-5; ISSN 2618-7523
DOI: 10.19181/ezheg.2019.7
Размещена на сайте: 31.10.19
Ссылка при цитировании:
Zborovsky G.E. Sociology in Sverdlovsk / Yekaterinburg: Second Birth and Stages of Development DOI: 10.19181/ezheg.2019.7.
Аннотация
В статье осуществляется историко-социологический анализ процесса второго рождения и возрождения социологии в столице Урала – г. Свердловске / Екатеринбурге – и основных этапов ее развития, начиная с конца 1950-х гг. и завершая вторым десятилетием XXI в. Показываются предпосылки возникновения социологии в Свердловске в 1920-е – первой половине 1930-х гг., рассматриваются основные исследования этого периода. Дается характеристика трех основных этапов появления и развития социологии в столице Урала во второй половине XX – начале XXI в. Начальный этап (конец 1950-х – вторая половина 1980-х гг.) определяется как второе рождение и возрождение социологии в этом городе. Выявляются первые шаги и проблемы ее институционализации, анализируется процесс появления социологической школы («школы Л. Н. Когана»). Второй этап развития социологии в Свердловске (вторая половина 1980-х гг.– рубеж XX–XXI вв.) характеризуется ее активной институционализацией и завершением этого процесса. Выявляются основные направления институционализации социологии в столице Урала в 1990-е гг. Третий, современный этап (2000–2019 гг.), отмечен противоречивым состоянием социологии в Екатеринбурге. С одной стороны, продолжают сохраняться все ее признаки как институционализированной науки: социологическое образование, научные исследования, публикационная, диссертационная, научно-организационная деятельность. С другой стороны, налицо явные проявления кризиса социологии. Заметно снизился интерес к социологическому образованию, сократилась численность студентов, практически исчезла социологическая аспирантура, диссертационная активность приближается к минимальным показателям. Резко снизилось количество ставок и, как следствие, сократилась численность преподавателей социологии, что привело к исчезновению самостоятельных кафедр социологии в ряде вузов города.