Российская идентичность в цифровую эпоху и социальные представления пользователей социальных сетей



Сащенко Н.П.
Российская идентичность в цифровую эпоху и социальные представления пользователей социальных сетей // Социальные и гуманитарные знания. 2021. Т. 7. №1. С. 40-51.
ISSN 2412-6519
DOI: 10.18255/2412-6519-2021-1-40-51
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44832257

Размещена на сайте: 24.03.21

Поискать полный текст на Google Academia

Ссылка при цитировании:

Сащенко Н.П. Российская идентичность в цифровую эпоху и социальные представления пользователей социальных сетей // Социальные и гуманитарные знания. 2021. Т. 7. №1. С. 40-51. DOI: 10.18255/2412-6519-2021-1-40-51 .
Saschenko N.P. Russian Identity in the Digital Age and social Perceptions of social media users // Social'nye i gumanitarnye znanija. 2021. Vol. 7, No 1. P. 40-51. (in Russ.) DOI: 10.18255/2412-6519-2021-1-40-51 .

Аннотация

В статье предлагаются подходы к решению проблемы продолжающегося кризиса национально-государственной идентификации молодых граждан России и связанных с этим социально-политических рисков, носящих отложенный характер. Цифровизация радикальным образом меняет структуру занятости населения, характер социально-экономических и социально-политических отношений, функционирование и воспроизводство культуры, лежащей в основе групповой, этнической, национально-государственной идентичности, создает возможность эффективного трансграничного внешнего влияния. Эти изменения содержат в себе значительные риски дестабилизации государства и основных его институтов, формирования управляемого «цифрового общества». Представлены результаты первого этапа эмпирического исследования социальных представлений о России молодых пользователей социальных сетей. Обосновывается зависимость национально-государственной идентичности от социальных представлений о своей стране, трансформирующихся в условиях цифровизации всех сфер жизни. Определены структурно-функциональные и содержательно-морфологические характеристики социальных представлений молодежи о России. Выявлены различия в социальных представлениях молодежи разных категорий, а также обнаружены различия в значимости и валентности элементов зоны «ядра».  Предполагается проведение второго этапа исследования структуры и содержания социальных представлений о России молодых пользователей социальных сетей с разными идеологическим предпочтениями, социально-политическими настроениями с целью проверки значимости элементов зоны «ядра» в зависимости от политических ориентаций.

Ключевые слова:

национально-государственная идентичность цифровизация социальные представления россия молодежь прототипический анализ ассоциативный эксперимент социально-политические риски national-state identity digitalization social representations russia youth prototypical analysis associative experiment socio-political risks

Рубрики:

Политическая культура
Политическая социология



Возможно, вам будут интересны другие публикации:



© 1998-2024. ФНИСЦ РАН (https://www.fnisc.ru)