Государственные стипендиальные и грантовые программы на обучение за рубежом как фактор развития человеческого капитала: российский и зарубежный опыт ...



Рязанцев С.В., Ростовская Т.К., Очирова Г.Н., Плетнева Ю.Э.
Государственные стипендиальные и грантовые программы на обучение за рубежом как фактор развития человеческого капитала: российский и зарубежный опыт // Logos et Praxis. – 2021. – Т. 20, No 1. – С. 65–77. – DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2021.1.8
ISSN 2587-9715
DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2021.1.8
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=44884292

Размещена на сайте: 21.04.21

Текст статьи на сайте журнала URL: https://psst.jvolsu.com/index.php/ru/component/attachments/download/1503 (дата обращения 21.04.2021)


Ссылка при цитировании:

Рязанцев С.В., Ростовская Т.К., Очирова Г.Н., Плетнева Ю.Э. Государственные стипендиальные и грантовые программы на обучение за рубежом как фактор развития человеческого капитала: российский и зарубежный опыт // Logos et Praxis. – 2021. – Т. 20, No 1. – С. 65–77. – DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2021.1.8 DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2021.1.8.
Ryazantsev S.V., Rostovskaya T.K., Ochirova G.N., Pletneva Ju.E. State Scholarship Programs and Grants as a Factor of the Human Capital Development: Russian and Foreign Experience. Logos et Praxis, 2021, vol. 20, no. 1, pp. 65-77. (in Russian). DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2021.1.8 DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2021.1.8.

Аннотация

Становление 21 века охарактеризовано глобализацией и развитием инновационной и интеллектуальной экономики, где наращивание человеческого капитала является основным приоритетом социально-экономической политики государства. Осознавая важность инвестирования в качественное развитие человеческого капитала, многие развитые и быстро развивающиеся страны сами способствуют росту международной мобильности студентов через различные государственные гранты и стипендии как в отношении своих граждан, так и в отношении иностранных. Тем не менее, существуют единицы научных работ, посвященных определению выгоды государства от спонсирования стипендиальных программ и грантов на обучение за рубежом в контексте развития человеческого капитала страны. В статье представлено исследование стипендиальных программ и грантов на обучение за рубежом в контексте развития человеческого капитала: каким образом они могут способствовать наращению человеческого капитала, и что может препятствовать этому. Авторами проанализированы особенности и механизмы реализации, а также проведена типологизация подобных программ в современных условиях. На основании проведенного обзора зарубежных и российских стипендиальных программ и грантов на обучение за рубежом, а также анализа исследований конкретных программ и нормативно-правовых документов были выявлены существующие и потенциальные препоны для наращения и эффективного использования человеческого капитала, такие как невозвращение стипендиатов на родину, деквалификация после возвращения на родину, бюрократические процедуры трудоустройства, эмиграционные намерения после отработки обязательств по программе, и сформулированы рекомендации по их устранению. В отличие от множества зарубежных государственных стипендиальных и грантовых программ и грантов с бюджетом в несколько миллиардов долларов США, аналогичные российские программы пока находятся в зачаточном состоянии и требуют больших финансовых вложений и развития. Результаты исследования могут быть применены при разработке стипендиальных программ и грантов на обучение за рубежом.

Ключевые слова:

человеческий капитал стипендии и гранты академическая мобильность интеллектуальная миграция циркуляция умов human capital scholarships and grants academic mobility intellectual migration brain circulation

Рубрики:

Социология



Возможно, вам будут интересны другие публикации:



© 1998-2024. ФНИСЦ РАН (https://www.fnisc.ru)