Интерактивное учебное пособие

Прикладная социология: методология и методы: интерактивное учебное пособие  — М.: Институт социологии РАН. 2011. 1 CD ROM.

 

Об этом издании

В предлагаемом вниманию читателя электронном издании объединены учебное пособие «Прикладная социология: методология и методы» и сборник интерактивных заданий.

Издание выполнено в интерактивной форме, реализовано в тесной взаимосвязи учебного текста с логическими задачами, что само по себе ново для общественных дисциплин.

Проблематичность составления задачника для общественных дисциплин заключается в том, что в отличие от математики, они не являются аксиоматическими, поэтому степень свободы (вариативности) в содержании таких учебников и пособий довольно велика и это затрудняет логическую формализацию текстов. Такая формализация должна не только быть в достаточной степени унифицирована, но и соответствовать требованиям программного оформления для работы с задачами на компьютере.

Базируясь на широком заимствовании методов математической статистики, прикладная социология, будучи общественной дисциплиной, тем не менее поддается формализации в достаточно высокой степени, что позволило авторам воспроизвести текст учебного пособия в 300 логических задачах. Цель этих задач состоит в том, чтобы заинтересовавшийся их решением читатель, не найдя правильного ответа, обратился к тексту пособия за подсказкой. Поэтому, в дидактическом плане задачник и учебный текст пособия органически дополняют друг друга. По сути, задачник представляет собой зеркальное отражение учебного текста, то есть:

  • ориентирован не на числовой результат некоторой логической процедуры, а на усвоение принципов, составляющих операционную основу любого прикладного социологического исследования;
  • в задачах воплощены только те принципы реализации прикладного социологического исследования, которые содержатся в текстовой части пособия, в связи с чем в каждой задаче указана соответствующая страница пособия, на которой читатель может ознакомиться с принципом, воплощенным в содержании задачи;
  • тексты задач сформулированы с использованием только той терминологии, которая встречается в пособии.

Таким образом, интерес к решению задач стимулирует читателя периодически обращаться к тексту пособия, усвоение которого как бы становится составной частью «учебной игры».

Предлагаемая форма интерактивного пособия являет собой пример сочетания науки и образования, подчинение формализованных логических процедур дидактике усвоения учебного предмета.

Воплощая в себе естественнонаучные подходы в гуманитарном образовании, пособие может служить продуктивным образцом для логической формализации текстов других общественных дисциплин, построения задачников и их аккумуляции совместно с учебным текстом в интерактивное учебное пособие.

По всем вопросам просьба обращаться на адрес электронной почты: elearning@isras.ru

Предлагаем познакомиться с демо-версией издания.