Коллегам-социологам: нужно не только изучение, но и просвещение детей и взрослых

Когда я 1985 г. был на конференции «Большие города мира» в Барселоне, я поразился. Молодой, но уже всемирно известный социолог М. Кастельс, сразу после заседаний начал публичную лекцию для всех желающих. А желающих оказался полный зал. И его лекция не была пересказом его научного доклада. А еще десятью годами ранее, я начал читать публичные лекции для архитекторов со всего Советского Союза. Там я не только рассказывал им о еще неизвестной тогда науке социологии, но и слушал их (а иногда получал серьезные интеллектуальные оплеухи за ошибки и неточности в моих лекциях от еще живых участников социологического процесса  в СССР 1920-30-х гг.). Да, да, уважаемые коллеги, уже была тогда такая наука, только формы ее развития и реализации были иные. А в доме творчества архитекторов «Суханово», где это происходило, это были не лекции, а, скорее, беседы, дискуссии или встречи, называйте их как хотите. Но это всегда был живой процесс обмена знаниями, мыслями и идеями.

Поэтому когда недавно на очередном заседании Оргкомитета по подготовке ВСК был задан вопрос: «А предусмотрены ли подобные публичные лекции?», ответ – двери будут открыты, пусть приходит, кто хочет – показался мне неудовлетворительным. Просвещение – это не продолжение нашей исследовательской деятельности, оно имеет свои законы и формы. А также – свой институциональный статус и своих людей. Когда-то на даче у родственников я нашел подшивку журнала Америка (на русском языке). Так вот в одной из статей популярно объяснялось, кто является «производителем» Нобелевских лауреатов. Ответ: ровно 50 на 50 процентов. Первые были действительно выдающиеся ученые, тогда как вторые – блестящие популяризаторы. И это была правда, вспомните: Акад. П.Л. Капица был Нобелевским лауреатом, а его сын С.П. Капица – выдающимся популяризатором науки.

Вчера в программе «Что делать?» на канале «Культура», акад. Ю.С. Пивоваров рассказал, что на его вопрос ректору МГИМО, акад. А.В. Торкунову, почему так низок бывает уровень студентов, Торкунов ответил: это не ко мне, это – к средней школе. Уважаемые коллеги, обратите внимание: периодически ключевой международный журнал ‘Current Sociology’ делает тематический номер по социологии детей и подростков. Работая в ЮНЕСКО, я неоднократно встречался с канадским социологом Майкельсоном, уже десяток лет работавших над проблемой «Дети в городе». Буду рад, если я ошибаюсь, но проблема детей, в том числе, самых маленьких детей, это – насущная социологическая проблема, которой мы уделяем недостаточное внимание. Особенно учитывая, что дети гораздо быстрее овладевают интернет-технологиями, чем мы, взрослые. И тут мало только исследовать эту проблему, надо еще иметь навыки не учителя, а именно просветителя.

И еще одно замечание, уже в адрес журналистов. Вчера Ксения Ларина, ведущая программы «Родительское собрание» на Эхе Москвы (всегда ее слушаю, чрезвычайно интересная передача!) вскользь помянула недобрым словом Всесоюзное общество «Знание». Мол, было оно официозное, скучное и т.д. Это – ошибка. Всесоюзное общество «Знание» был мощным инструментом просвещения в самых разных формах, включая мощную издательскую деятельность. Приведу только один пример. Вот у меня в руках тоненькая брошюра «Зарождение зодчества», написанная выдающимся  российским исследователем и популяризатором науки В.Л. Глазычевым. Издана она была в 1983 г., цена – 25 коп. А ее тираж: 80000 экземпляров! И сегодня вы ее днем с огнем нигде не найдете.

Яницкий О.Н.

03/10/2016