ИНАБ Выпуск №2 / 2008
2. САМООЦЕНКА УРОВНЯ ЖИЗНИ И ОТНОШЕНИЕ К РЕФОРМАМ
2.1. Удовлетворенность жизнью и оценка жизненных перспектив
В отличие от 90-х годов прошлого века, когда подавляющее большинство россиян переживали остро выраженный социальный дискомфорт, в последние годы в структуре массового сознания отмечаются заметные положительные сдвиги, являющиеся результатом улучшения жизни людей, постепенного преодоления застоя во многих сферах развития общества, возрождения надежды на длительное стабильное и спокойное развитие. Как бы то ни было, но все заметнее становится положительная динамика изменений в экономике и социальной сфере. Важнейшим результатом нынешнего курса развития общества стало ощутимое повышение уровня материального благосостояния граждан и качества жизни больших групп населения. Итоги Российского мониторинга показывают, что многие проблемы, отягощающие повседневную жизнь людей, по мере преодоления кризисных явлений в развитии общества теряют свою прежнюю остроту. Речь идет прежде всего об обеспечении личной и общественной безопасности, о безработице, невыплатах заработной платы, некоторых других проблемах, от успешности решения которых зависит социальное самочувствие населения. Появились первые, но уже хорошо осязаемые результаты от реализации приоритетных национальных проектов в тех сферах, на которые они преимущественно направлены: здравоохранение, образование, жилье и сельское хозяйство.
Рассматривая причины позитивных изменений в настроениях российских граждан, необходимо учитывать общий контекст экономического, политического и социального развития общества, в том числе усиление стабилизационных процессов в экономике и политической жизни, формирование условий для нарастания баланса политических сил и достижения общественного согласия, укрепление государственной власти и одновременное налаживание ее диалога с обществом, повышение внимания со стороны правительства к решению наиболее острых социальных проблем населения, улучшение общего нравственного климата в стране. Глубокое социально-экономическое расслоение, жесткое идеологическое и политическое противостояние в предыдущие годы вызвали к жизни требование проводить более ответственную и эффективную социальную политику. Люди стали ощущать заинтересованное внимание со стороны государства. Более предсказуемой, взвешенной и понятной людям разных поколений стала внешняя политика государства.
Начиная с октября 2000 г. результаты опросов демонстрируют постепенное расширение в массовых настроениях позитивного спектра как следствие ослабления ощущений социального дискомфорта и повышения уровня адаптированности населения к условиям трансформирующегося общества. Причем наибольшие перемены в настроениях россиян пришлись на 1999—2002 гг., т.е. на годы интенсивного и неуклонного преодоления негативных последствий глубокого финансово-экономического кризиса или на начало так называемого «восстановительного роста». Главным итогом указанного периода стало создание благоприятных условий для устойчивого экономического развития и преодоление морального упадка, воцарившегося в обществе после дефолта, что выразилось в ослаблении крайне негативных и тревожных оценок не только общей ситуации в стране, но и собственного бытия, в росте уверенности россиян в своем будущем. Уставшие от бесконечных потрясений люди восприняли наступившую после 2000 г. экономическую и политическую стабилизацию как особо ценное благо. Об этом свидетельствовало прежде всего заметное повышение уровня удовлетворенности населения своей жизнью в целом, выступающей комплексным показателем, интегрирующим частные удовлетворенности — материальными параметрами жизни, профессиональной деятельностью, состоянием здоровья, социальной средой обитания и т.д.
Казалось бы, по-прежнему очень многие российские граждане относились к окружающей действительности и собственной жизни достаточно осторожно и критически, но степень этой критичности была уже далеко не такой острой и болезненной, как несколько лет назад. Как следует из таблицы 20, с ноября 1998 г. по октябрь 2002 г. доля россиян, в большей или меньшей степени удовлетворенных своей жизнью, выросла почти в 3 раза — с 11,9 до 33,6%, тогда как удельный вес граждан, испытывающих противоположные настроения, снизился более чем в 1,5 раза — с 69,3 до 42%.
Таблица 20
Удовлетворенность своей жизнью в целом (%)
Оценка |
Декабрь 1994 г. |
Октябрь 1995 г. |
Октябрь 1996 г. |
Ноябрь 1998 г. |
Октябрь 2000 г. |
Октябрь 2001 г. |
Октябрь 2002 г. |
Октябрь 2003 г. |
Октябрь 2004 г. |
Октябрь 2005 г. |
Октябрь 2006 г. |
Полностью удовлетворены |
3,6 |
3,4 |
2,6 |
2,2 |
3,8 |
5,5 |
6,9 |
5,9 |
5,2 |
5,4 |
6,5 |
Скорее удовлетворены |
10,8 |
10,6 |
9,3 |
9,7 |
13,8 |
17,4 |
26,7 |
24,8 |
30,3 |
31,3 |
29,6 |
И да, и нет |
20,5 |
20,9 |
19,9 |
18,0 |
22,1 |
23,9 |
23,9 |
22,6 |
24,1 |
25,5 |
23,5 |
Не очень удовлетворены |
40,2 |
35,8 |
36,6 |
33,4 |
36,6 |
35,4 |
30,6 |
32,1 |
28,8 |
26,3 |
27,7 |
Совсем не удовлетворены |
23,6 |
28,5 |
30,6 |
35,9 |
22,7 |
17,0 |
11,5 |
14,1 |
11,1 |
10,8 |
12,2 |
Затруднились ответить |
1,3 |
0,8 |
1,0 |
0,8 |
1,0 |
0,8 |
0,4 |
0,5 |
0,5 |
0,7 |
0,5 |
В дальнейшем настроения россиян менялись гораздо медленнее. К концу 2006 г. доля граждан, полностью или частично удовлетворенных своей жизнью, достигла 36,1%, вплотную приблизившись к доле лиц, недовольных жизнью, которая снизилась до 39,9%. Стоит обратить внимание и на тот интересный факт, что за 1998—2006 гг. доля россиян, полностью удовлетворенных своей жизнью, выросла с 2,2 до 6,5%, тогда как доля тех, кого собственная жизнь совсем не устраивает, сократилась с 35,9 до 12,2%. Что касается граждан, занимающих промежуточную или неуверенную позицию («и да, и нет»), то их удельный вес в этот период практически не менялся, составляя от одной пятой до четверти опрошенных. Рост удов-летворенности жизнью сопровождался улучшением общего социально-психологического состояния граждан, которое выражалось, с одной стороны, в сокращении количества людей, переживающих такие негативные настроения, как подавленность и озлобленность, страх и отчаяние, а с другой стороны, в росте доли россиян, для которых характерны спокойствие, уравновешенность, бодрость, эмоциональный подъем и другие подобные позитивные самоощущения. Таким образом, несмотря на наличие огромного количества негатива в жизни людей, на протяжении всех последних лет в российском обществе наблюдалось хотя и не очень быстрое, но настойчивое и последовательное нарастание оптимистических, позитивных настроений.
Указанные тенденции характерны как для молодого, так и для старшего поколения. Но, как вытекает из данных, приведенных в таблице 21, пожилые люди более критичны в своих оценках, тогда как более других удовлетворены своей жизнью в целом молодые люди в возрасте до 20 лет, особенно учащиеся и студенты (удовлетворены в той или иной степени — соответственно 60,1 и 56,6%). Мужчины довольны своей жизнью чаще, чем женщины; лица с высшим образованием — чаще, чем менее образованные люди; городские жители — чаще, чем селяне.
Говоря о позитивных сдвигах в социальном самочувствии населения, не стоит забывать об относительности этих перемен, что подтверждает наличие значительной доли граждан, очень чувствительно воспринимающих социальные проблемы и недовольных своей жизнью. В основе этого недовольства лежит осознание неустойчивости своего положения, обеспокоенность нерешенностью целого ряда важных социальных проблем, в том числе постоянным удорожанием жизни, обострением жилищной проблемы, отсутствием достойной заработной платы, пенсионных выплат, качественного медицинского обслуживания, возможности полноценно отдыхать и содержательно проводить досуг, реализовать себя в профессии и др. Хотя большинство людей стали жить лучше, чем в очень тяжелые 90-е годы прошлого века, многих из них не покидает беспокойство, боязнь каких-либо серьезных перемен. Эти чувства, обострившиеся после дефолта, остаются доминирующими на протяжении всех последующих лет. Изменение жизненных стандартов людей происходит в атмосфере социально-психологической напряженности, требующей от них постоянных физических усилий, освоения новых стратегий и способов адаптации.
Таблица 21
Уровень удовлетворенности жизнью различных групп населения. Октябрь 2006 г. (%)
Группы населения |
Полностью удовлет-ворены |
Скорее удовлет-ворены |
И да, и нет |
Не очень удовлет-ворены |
Совсем не удовлет-ворены |
Затруд-нились ответить |
Пол |
|
|
|
|
|
|
Мужчины |
7,3 |
31,5 |
23,5 |
25,8 |
11,3 |
0,6 |
Женщины |
6,0 |
28,3 |
23,4 |
29,1 |
12,9 |
0,3 |
Возраст |
|
|
|
|
|
|
До 20 лет |
12,4 |
40,1 |
24,0 |
16,9 |
5,9 |
0,7 |
21—30 лет |
8,6 |
35,2 |
24,3 |
21,5 |
10,2 |
0,2 |
31—40 лет |
6,6 |
31,0 |
25,6 |
26,1 |
10,3 |
0,4 |
41—50 лет |
5,9 |
25,1 |
24,7 |
30,6 |
12,9 |
0,8 |
51—60 лет |
5,0 |
25,7 |
25,2 |
30,4 |
13,5 |
0,2 |
Старше 60 лет |
3,9 |
26,2 |
19,0 |
34,0 |
16,2 |
0,7 |
Уровень образования |
|
|
|
|
|
|
Неполное среднее |
8,7 |
28,9 |
22,8 |
27,4 |
11,9 |
0,3 |
Общее среднее |
6,4 |
28,0 |
24,9 |
27,8 |
12,4 |
0,5 |
Среднее специальное |
6,2 |
29,1 |
24,7 |
27,6 |
12,0 |
0,4 |
Высшее |
7,6 |
36,1 |
22,5 |
25,2 |
8,1 |
0,5 |
Место проживания |
|
|
|
|
|
|
Региональный центр |
5,9 |
31,6 |
25,2 |
27,0 |
9,9 |
0,4 |
Другой город |
8,6 |
29,7 |
22,9 |
27,1 |
11,4 |
0,3 |
Поселок городского типа |
7,6 |
29,3 |
21,5 |
25,2 |
16,0 |
0,4 |
Село |
5,3 |
26,5 |
21,9 |
30,0 |
15,6 |
0,7 |
Квинтили душевого дохода |
|
|
|
|
|
|
Нижний — 20% |
2,9 |
18,2 |
20,1 |
35,0 |
22,9 |
0,9 |
21—40% |
4,0 |
25,6 |
24,6 |
31,8 |
13,5 |
0,5 |
41—60% |
6,0 |
30,0 |
25,8 |
27,8 |
9,9 |
0,5 |
61—80% |
7,8 |
36,2 |
24,5 |
23,4 |
7,7 |
0,4 |
Верхний — 20% |
11,1 |
38,7 |
23,1 |
19,7 |
7,1 |
0,3 |
К тому же, улучшение жизни почувствовали многие, но далеко не все категории населения. Значительные группы россиян по-прежнему живут плохо и очень сильно озабочены сложностью повседневного существования, остро ощущают материальную необеспеченность, а некоторая часть граждан испытывает ухудшение материального поло-жения или постоянно находится за гранью бедности и нищеты. В этой связи следует отметить, что удовлетворенность жизнью непосредственно связана с уровнем материальной обеспеченности людей. Так, если среди 20% наиболее обеспеченных россиян доля лиц, удовлетворенных жизнью, достигает почти половины, то среди 20% наименее обеспеченных — лишь немногим более 21%.
На рисунке 15 представлены показатели удовлетворенности жизнью, принадлежащие респондентам, занятым на предприятиях и в организациях с различными формами собственности. Как можно заметить, среди работников частного сектора (предприятий и организаций, владельцами и совладельцами которых являются частные лица, коллективы, фирмы) больше лиц, удовлетворенных своей жизнью, чем среди работников предприятий и организаций с другими формами собственности (43,2% против 39,7%). Но эти различия не особенно велики, несмотря на то, что заработки в частном секторе заметно выше, чем в государственном (в бюджетных организациях и на государственных и муниципальных предприятиях). Особый интерес представляет тот факт, что показатели удовлетворенности своей жизнью у работников, занятых в государственном секторе и на предприятиях, в организациях со смешанной собственностью, практически идентичны[1].
Рис. 15. Уровень удовлетворенности жизнью работников предприятий и организаций различных форм собственности. Октябрь 2006 г. (%)[2]
[1] Разделение предприятий и организаций по формам собственности осуществлено по формальным признакам, не учитывающим происхождение предприятий, соотношение различных типов собственности. Хотя неоднородность предприятий достаточно велика.
[2] Рисунки 15 и 16 построены без учета лиц, затруднившихся ответить на поставленный вопрос, доли которых составляют в пределах 0,3—0,4%.
<<назад |