ИНАБ Выпуск №2 / 2009

Информационно-аналитический бюллетень  
ИНСТИТУТА СОЦИОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

Выпуск  № 2 — 2009

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ МНОГООБРАЗИЕ КАК РЕСУРС ТРАНСФОРМИРУЮЩЕГОСЯ СОЧИ. – М.: Институт социологии РАН, 2009. – 64 с.

ISBN  978-5-89697-169-6

Авторский коллектив: Л.М. Дробижева (руководитель Проекта, Введение, разделы 1, 3, 4), Арутюнова Е.М. (раздел 7), Кузнецов И.М. (раздел 2, 6), Щеголькова Е.Ю. (раздел 5, 6).

Программа фундаментальлных исследований Президиума  РАН № 21 «Адаптация народов и культур к изменениям природной среды, социальным и техногенным трансформациям»,

Подпрограмма «Анализ и моделирование геополитических, социальных и экономических процессов в полиэтничном макрорегионе»

В выпускаемом очередном номере информационно-аналитического бюллетеня Института социологии РАН анализируются итоги проведенного Центром исследования межнациональных отношений нашего Института исследования в Сочинском регионе. Внимание к этому региону понятно, поскольку в 2014 г. здесь будут происходить Олимпийские Игры. Но есть и другие обстоятельства, почему было важным изучение этого региона. Большой Сочи – здравница страны, как говорят, зона оздоровления нации. А кроме того, это регион, где плотность населения и уровень межэтнического общения один из самых высоких в стране. Потенциал толерантности и социальную активность живущих в этом регионе и анализируют исследователи. Вскрываются и сложности, которые препятствуют реализации этого потенциала, в частности, естественная в условиях перемен высокая тревожность.

Опросы фиксируют реальность, а не смешивают что-то с чем-то в нужных пропорциях. Для такой объективности социология и нужна, в этом ее главная ценность. И надо понимать: если вовремя уловить негативные тенденции, их еще можно переломить и ситуацию выправить. В полной мере это утверждение относится к Сочи. Я не вижу там ничего «критического»: высокий уровень опасений населения вовсе не говорит о том, что для проведения Игр есть какие-то объективные помехи. Тревога обусловлена теми факторами, которые вполне поддаются изменению. От власти требуется прозрачность всех решений, открытость перед обществом, учет мнения горожан, четкая и последовательная миграционная политика и справедливое разрешение всех вопросов, связанных с землеотводом и новым строительством, экологическая экспертиза любых проектов и т.д. Об этом неоднократно напоминали и первые лица страны, обсуждая планы подготовки сочинской Олимпиады и перспективы дальнейшего развития города-курорта.


Предисловие

Введение

1. Социальный ресурс сочинцев

2. Каков настрой на активную деятельность в трудовой сфере

3. Российская идентичность в полиэтничном Сочи.
 От государственной идентификации к гражданскому сознанию

4. Кто больше россиянин?

5. Межэтнические отношения в Сочинском регионе

6. Прогностические группы возможной солидаризации

7. Молодежь как социальный ресурс будущего

Резюме

Выборка опроса