Карымы: этническая категоризация метисных общностей Байкальской Сибири Карбаинов Н.И.Карымы: этническая категоризация метисных общностей Байкальской Сибири // «Пограничье: где начало того конца?» : материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвященной 60-летию Г. Х. Самигулова / под ред Г. Х. Самигулова. — Челябинск : Общественный фонд «Южный Урал», 2025. С. 171-185.ISBN 978-5-6051140-6-2РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=81666598Размещена на сайте: 02.07.25 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Карбаинов Н.И. Карымы: этническая категоризация метисных общностей Байкальской Сибири // «Пограничье: где начало того конца?» : материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвященной 60-летию Г. Х. Самигулова / под ред Г. Х. Самигулова. — Челябинск : Общественный фонд «Южный Урал», 2025. С. 171-185.АннотацияВ статье рассмотрена проблема этнической ка- тегоризации метисных общностей Байкальской Си- бири, известных под такими (само)названиями как «карымы», «ясачные» и др. В научной литературе можно выделить три взгляда на этническую кате- горизацию метисных групп Байкальской Сибири: 1) карымы / ясачные как часть бурятского народа (этноса); 2) карымы / ясачные / гураны как часть русского народа (этноса); 3) сибиряки / кары- мы / ясачные / гураны как особая этническая группа или этнос. Большинство исследователей исходят из логики, которую Р. Брубейкер назвал «группизмом». Они пытаются встроить эти общности в доминирую- щую классификационную схему «чистых» этнических групп, опираясь на некие объективные критерии. Эти критерии часто конструируются на основе «чистых» категорий, созданных государственными агентами. Практически никого из авторов не интересует этни- ческая самоидентификация и локальные категории рядовых представителей метисных общностей В статье рассмотрена проблема этнической категоризации метисных общностей Байкальской Сибири, известных под такими (само)названиями как«карымы», «ясачные» и др. В научной литературеможно выделить три взгляда на этническую категоризацию метисных групп Байкальской Сибири:1) карымы / ясачные как часть бурятского народа(этноса); 2) карымы / ясачные / гураны как часть русского народа (этноса); 3) сибиряки / карымы / ясачные / гураны как особая этническая группаили этнос. Большинство исследователей исходят из логики, которую Р. Брубейкер назвал «группизмом».Они пытаются встроить эти общности в доминирующую классификационную схему «чистых» этнических групп, опираясь на некие объективные критерии. Эти критерии часто конструируются на основе «чистых» категорий, созданных государственными агентами.Практически никого из авторов не интересует этническая самоидентификация и локальные категории рядовых представителей метисных общностейКлючевые слова:метисные общности ясачные инородцы карымы Байкальская Сибирь mixed communities yasachnye foreigners karyms Baikal Siberia Рубрики: ЭтносоциологияРегиональная социологияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Карбаинов Н. И."Ясачно-крещеные", "ясачные инородцы", "ясачные буряты" и "ясачные тунгусы": региональная политика категоризации метисных общностей Байкальской Сибири в XVII в. - 1920-х гг. // Служилые и ясачные в России XV-XIX вв.: особенности землевладения, сословные номинации: сборник статей / под ред. Г. Х. Самигулова. Выпуск 2. — Челябинск: ФССКН Общественный фонд "Южный Урал", 2024. С. 87-106. Карбаинов Н. И.Карымы и ясачные в Иркутской губернии и Забайкальской области в конце XIX века: численность этноконфессиональных групп и их сословная структура // Историческая демография. 2019. № 1(23). С. 27-31.Галиндабаева В. В., Карбаинов Н. И.Межцивилизационные взаимодействия в Байкальской Сибири в XVII–XXI вв.: столкновение и гибридизация // Цивилизационное многообразие современного мира : [монография] / Й. Арнасон, Р. Г. Браславский, Ю. В. Веселов [и др.] ; отв. ред. Р. Г. Браславский, А. В. Малинов ; ФНИСЦ РАН. — М. ; СПб. : ФНИСЦ РАН, 2024. С. 268-334.Галиндабаева В. В., Карбаинов Н. И.Карымы и метисы в Бурятии: маргинальные люди и/или культурные посредники // Журнал социологии и социальной антропологии. 2020. Т. 23. № 4 С. 204–232. https://doi.org/10.31119/jssa.2020.23.4.8