Сфера развлечений в российских регионах: структура, факторы и предпочтения



Назарова И.Б.
Сфера развлечений в российских регионах: структура, факторы и предпочтения // Регионология. 2025. Т. 33. № 2 (131). С. 354–368.
ISSN 2413-1407
DOI: 10.15507/2413-1407.129.033.202502.354-368
EDN: ZZSXBM
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=82539533

Размещена на сайте: 14.07.25

Текст статьи на сайте журнала URL: https://regionsar.ru/ru/node/2322 (дата обращения 14.07.2025)


Ссылка при цитировании:

Назарова И.Б. Сфера развлечений в российских регионах: структура, факторы и предпочтения // Регионология. 2025. Т. 33. № 2 (131). С. 354–368. DOI: 10.15507/2413-1407.129.033.202502.354-368. EDN: ZZSXBM.
Nazarova I.B. Entertainment in Russian Regions: Structure, Factors and Preferences. Russian Journal of Regional Studies. 2025;33(2):354–368. DOI: 10.15507/2413-1407.129.033.202502.354-368.

Аннотация

Введение. Развлечения играют большую роль в современном образе жизни, выступая важной состав- ляющей досуга и благополучия. Несмотря на их значимость, комплексные исследования потребления развлечений в России остаются ограниченными. Данная работа призвана восполнить этот пробел. Проанализирована структура предпочтений в сфере развлечений среди жителей страны с акцентом на социально-демографических и региональных различиях. Материалы и методы. В исследовании использованы сведения Комплексного наблюдения усло- вий жизни населения (КОУЖ) за 2022 г., проведенного Росстатом, с охватом 117 634 респондентов в возрасте от 15 лет и старше. Для анализа тенденций и взаимосвязей применялись статистические методы, включая корреляцию Спирмена. Сравнение данных за 2018 и 2020 гг. позволило оценить восстановление после пандемии и долгосрочные изменения в потреблении развлечений. Результаты исследования. Наиболее популярные виды развлечений: посещение ресторанов/ кафе (48 %) и кинотеатров (37 %). Гендерные и возрастные различия значимы: молодежь чаще вы- бирает кино (73 %), женщины – театры (21 %), мужчины преобладают среди зрителей на спортивных мероприятиях (24 %). Городские жители активнее участвуют в культурной жизни (ходят в театры, музеи) по сравнению с сельским населением. Ярко выражены региональные различия: Чукотка (62 % посещаемости кино) и Санкт-Петербург (33 % посещаемости театров) представляют крайние значения. Обсуждение и заключение. Выводы работы свидетельствуют о влиянии цифровизации, урбаниза- ции и социально-экономических факторов на выбор развлечений. Если городская инфраструктура поддерживает разнообразие досуговых возможностей, то сельские районы сталкиваются с пробле- мами доступности. Результаты подчеркивают необходимость целенаправленной культурной поли- тики для устранения региональных диспропорций. Ограничения связаны с исключением некоторых видов развлечений из набора данных КОУЖ и отсутствием данных качественных исследований.

Ключевые слова:

развлечения досуг региональные различия культурное потребление КОУЖ Россия entertainment leisure regional disparities cultural consumption comprehensive observation of living conditions of the population Russia

Рубрики:

Социология
Социология культуры



Возможно, вам будут интересны другие публикации: