Сфера развлечений в российских регионах: структура, факторы и предпочтения Назарова И.Б.Сфера развлечений в российских регионах: структура, факторы и предпочтения // Регионология. 2025. Т. 33. № 2 (131). С. 354–368.ISSN 2413-1407DOI: 10.15507/2413-1407.129.033.202502.354-368EDN: ZZSXBMРИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=82539533Размещена на сайте: 14.07.25Текст статьи на сайте журнала URL: https://regionsar.ru/ru/node/2322 (дата обращения 14.07.2025)Ссылка при цитировании:Назарова И.Б. Сфера развлечений в российских регионах: структура, факторы и предпочтения // Регионология. 2025. Т. 33. № 2 (131). С. 354–368. DOI: 10.15507/2413-1407.129.033.202502.354-368. EDN: ZZSXBM.Nazarova I.B. Entertainment in Russian Regions: Structure, Factors and Preferences. Russian Journal of Regional Studies. 2025;33(2):354–368. DOI: 10.15507/2413-1407.129.033.202502.354-368.АннотацияВведение. Развлечения играют большую роль в современном образе жизни, выступая важной состав- ляющей досуга и благополучия. Несмотря на их значимость, комплексные исследования потребления развлечений в России остаются ограниченными. Данная работа призвана восполнить этот пробел. Проанализирована структура предпочтений в сфере развлечений среди жителей страны с акцентом на социально-демографических и региональных различиях. Материалы и методы. В исследовании использованы сведения Комплексного наблюдения усло- вий жизни населения (КОУЖ) за 2022 г., проведенного Росстатом, с охватом 117 634 респондентов в возрасте от 15 лет и старше. Для анализа тенденций и взаимосвязей применялись статистические методы, включая корреляцию Спирмена. Сравнение данных за 2018 и 2020 гг. позволило оценить восстановление после пандемии и долгосрочные изменения в потреблении развлечений. Результаты исследования. Наиболее популярные виды развлечений: посещение ресторанов/ кафе (48 %) и кинотеатров (37 %). Гендерные и возрастные различия значимы: молодежь чаще вы- бирает кино (73 %), женщины – театры (21 %), мужчины преобладают среди зрителей на спортивных мероприятиях (24 %). Городские жители активнее участвуют в культурной жизни (ходят в театры, музеи) по сравнению с сельским населением. Ярко выражены региональные различия: Чукотка (62 % посещаемости кино) и Санкт-Петербург (33 % посещаемости театров) представляют крайние значения. Обсуждение и заключение. Выводы работы свидетельствуют о влиянии цифровизации, урбаниза- ции и социально-экономических факторов на выбор развлечений. Если городская инфраструктура поддерживает разнообразие досуговых возможностей, то сельские районы сталкиваются с пробле- мами доступности. Результаты подчеркивают необходимость целенаправленной культурной поли- тики для устранения региональных диспропорций. Ограничения связаны с исключением некоторых видов развлечений из набора данных КОУЖ и отсутствием данных качественных исследований.Ключевые слова:развлечения досуг региональные различия культурное потребление КОУЖ Россия entertainment leisure regional disparities cultural consumption comprehensive observation of living conditions of the population Russia Рубрики: СоциологияСоциология культурыВозможно, вам будут интересны другие публикации:European Society or European Societies: a View from Russia / Ed. by V.A. Mansurov. M: Maska, 2009. — 500 p.Роговая А. В.Культурно-досуговое пространство малого города: состояние и тенденции развития // Социокультурный потенциал малых городов России: сборник статей / Отв. ред. М. Ф. Черныш, В. В. Маркин; ФНИСЦ РАН. – М.: ФНИСЦ РАН, 2022. С. 180-195.На переломе веков: социодинамика российской культуры: [монография] / М. К. Горшков, С. Н. Комиссаров, О. И. Карпухин; ФНИСЦ РАН. – М.: ФНИСЦ РАН, 2022. – 703 с.Osadchaya G., Kireev E., Kiseleva E., Chernikova A. The Adaptive Capacity Of Young Migrants From Kyrgyzstan In Moscow. Central Asia and the Caucasus. 2021. Vol. 22. No. 4. Pp. 112-125.Russian Sociology in Turbulent Times / Ed. by V.A. Mansurov. – Moscow: RSS, 2011. 904 pp. 1 CD ROM