Методологические основания пропаганды в информационных войнах Шилова В.А., Веденин В.А.Методологические основания пропаганды в информационных войнах // Коммуникация. Медиа. Дизайн. 2025. Т. 10. № 1. С. 62-73.ISSN 2542-1395DOI: 10.17323/cmd.2025.26747EDN: FGNEOJРИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=82680448Размещена на сайте: 25.07.25Текст статьи на сайте журнала URL: https://cmd-journal.hse.ru/article/view/26747/22312 (дата обращения 25.07.2025)Ссылка при цитировании:Шилова В.А., Веденин В.А. Методологические основания пропаганды в информационных войнах // Коммуникация. Медиа. Дизайн. 2025. Т. 10. № 1. С. 62-73. DOI: 10.17323/cmd.2025.26747. EDN: FGNEOJ.Shilova V.A., Vedenin V.A. Methodological Foundations of Propaganda in Information Wars. Communications. Media. Design. 2025. Vol. 10. No. 1. Pp. 62-73. DOI: 10.17323/cmd.2025.26747. DOI: 10.17323/cmd.2025.26747.АннотацияВ данной статье анализируются основные теории, связанные с пропагандой, и её применение в информационных войнах. Цель статьи – рассмотреть основные теории и модели пропаганды, а также её функции и применение в современном обществе. Для достижения цели в статье используются анализ и обобщение существующих теорий и моделей пропаганды. Рассматриваются работы Г. Лассуэлла, У. Липпмана, Дж. Дьюи, Н. Хомского, Э. Хермана и Ж. Эллюля. В статье представлены основные теории и модели пропаганды, описываются их особенности и подходы к анализу пропаганды. Также указывается на применение пропаганды в информационных войнах и её функции (позитивная и негативная). Авторы приходят к выводу, что пропаганда является важным элементом государственной политики и может иметь различные функции. Позитивная пропаганда направлена на объяснение фундаментальных ценностей общества, в то время как негативная может способствовать разжиганию конфликтов и обострению противоречий. Модели пропаганды, такие как модель Хомского – Хермана и модель Ж. Эллюля, предлагают различные подходы к анализу и пониманию пропаганды. Модель декодирования С. Холла подчеркивает, что каждый человек воспринимает информацию по-своему, опираясь на индивидуальный набор установок. Это определяет сложность и многогранность пропаганды как явления.Ключевые слова:коммуникация СМИ пропаганда информационные войны манипуляция методы пропаганды communication mass media propaganda information warfare manipulation propaganda methods Рубрики: Социология коммуникацийСоциология управленияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Шилова В. А., Веденин В.А.«Образ врага» в информационных войнах в контексте отношений России с Украиной, Великобританией и США в 2019 году (анализ контента политических блогеров социальной сети Twitter) // Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2022. Т. 7. № 4. С. 27-66.Адамьянц Т. З.Риски и безопасность в информационном обществе: полидискурсивность или константность смыслов? // Коммуникация в социально-гуманитарном знании, экономике, образовании. Организационная коммуникация - 2016: материалы IV Междунар. науч.-практ.конф., Минск. 7-9 апреля 2016 г. / О.В. Терещенко (отв. ред.) [и др.]. - Минск: Изд. центр БГУ, 2016. C. 7-10.Sinyutin, M. V. (2019). Managing public fears: Cold War sorcerers. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, 12(1), 102-108. https://doi.org/10.21638/spbu12.2019.108Адамьянц Т. З.Смысловые барьеры в современных смысловых противостояниях // Традиционные и новые социальные конфликты в XXI веке : XIV Международная научная конференция Сорокинские чтения - 2020. Сборник материалов / – Москва : МАКС Пресс, 2020. С. 193-196. (Электронное издание комплексного распространения). Шилова В. А.Методологический подход и методы анализа социально-коммуникативных механизмов интенциональности в работе органов власти и управления // Будущее социологического знания и вызовы социальных трансформаций (к 90-летию со дня рождения В. А. Ядова). [Электронный ресурс]. Международная научная конференция (Москва, 28–30 ноября 2019 г.). Сборник материалов / Ответственный редактор. М. К. Горшков; ФНИСЦ РАН. – М.: ФНИСЦ РАН, 2019. С. 614-616.