Контент-аналитическая проверка гипотезы о прототексте в кинематографе (на примере фильма «Красотка»)



Бабич Н.С., Власова-Ягодина А.А.
Контент-аналитическая проверка гипотезы о прототексте в кинематографе (на примере фильма «Красотка») // Galactica Media: Journal of Media Studies. 2025. Т. 7. № 1. С. 15-47.
ISSN 2658-7734
DOI: 10.46539/gmd.v7i1.541
EDN: MNMFEA
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=80388190

Размещена на сайте: 10.09.25

Поискать полный текст на Google Academia

Ссылка при цитировании:

Бабич Н.С., Власова-Ягодина А.А. Контент-аналитическая проверка гипотезы о прототексте в кинематографе (на примере фильма «Красотка») // Galactica Media: Journal of Media Studies. 2025. Т. 7. № 1. С. 15-47. DOI: 10.46539/gmd.v7i1.541. EDN: MNMFEA.
Babich N.S., Vlasova-Yagodina A.A. Testing Hypothesis about the Prototext through Content Analysis in Cinematography: The Case of “Pretty Woman”. Galactica Media: Journal of Media Studies. 2025. Vol. 7. No 1. Pp. 15-47. DOI https://doi.org/10.46539/gmd.v7i1.541. DOI: 10.46539/gmd.v7i1.541.

Аннотация

На протяжении десятилетий романтическая комедия Гарри Маршалла «Красотка» привлекает массовое внимание публики и исследователей. Авторы статьи в качестве причины такого неутихающего интереса предполагают существование нетривиального и привлекательного скрытого смысла, контрастирующего с лежащим на поверхности воспеванием богатства и проституции как способа его достижения. Проблема обнаружения скрытого смысла при этом концептуализируется как проблема установления интертекстуальных связей с иным самостоятельным произведением (прототекстом). Для реализации такого подхода авторы предлагают процедуру контент-анализа, в которой предполагаемый прототекст служит кодификатором для поиска парных (присутствующих в обоих текстах) мотивов. Результат подобного анализа может быть интерпретирован на основе простого статистического правила: более 25 парных мотивов для двух произведений свидетельствуют о надежной проверке гипотезы о прототексте (вероятность случайного совпадения такого набора мотивов меньше одной миллионной). Примененный к «Красотке», такой подход позволил доказательно установить, что, как минимум, одним из основных ее прототекстов служит история «Красавицы и Чудовища». Этот скрытый смысл нетривиален потому, что он не артикулируется явным образом ни в фильме, ни в посвященной ему литературе (включая интервью и мемуары авторов). Но он задает видение новой перспективы реалистической трансформации героев под влиянием взаимных чувств. Такая модель развития отсутствует в альтернативных прочтениях (наиболее часто «Красотка» рассматривается как вариант «Золушки»), но чётко прослеживается в «Красавице и Чудовище». Таким образом, перед нами предстает нарратив о личностном росте, необходимом для истинной любви, а не ведущаяся с помощью сказки пропаганда продажности. Эта интерпретация позволяет объяснить культурную роль и сохраняющуюся привлекательность «Красотки» как произведения кинематографа.

Ключевые слова:

«Красотка» «Красавица и чудовище» кинематограф проверка гипотезы о прототексте интертекстуальные связи прототекст анализ медиа-произведения контент-анализ культурный код парные мотивы “Pretty Woman” “The Beauty and the Beast” Cinema Proof of the Prototext Hypothesis Intertextual Connections Prototext Analysis of a Media Work Content Analysis Cultural Code Paired Motifs

Рубрики:

Методы сбора и анализа социологических данных
Социология коммуникаций



Возможно, вам будут интересны другие публикации: