Роль семьи в процессе подготовки студенческой молодежи к трудовой деятельности Широкалова Г.С., Шкурин Д.В.Роль семьи в процессе подготовки студенческой молодежи к трудовой деятельности // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2025. № 2 (78). С. 172-183.ISSN 1811-5942DOI: 10.52452/18115942_2025_2_172EDN: QCZKVVРИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=82861267Размещена на сайте: 30.09.25 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Широкалова Г.С., Шкурин Д.В. Роль семьи в процессе подготовки студенческой молодежи к трудовой деятельности // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2025. № 2 (78). С. 172-183. DOI: 10.52452/18115942_2025_2_172. EDN: QCZKVV.Shirokalova G.S., Shkurin D.V. The role of the family in the process of preparing students for work. Bulletin of the Nizhny Novgorod Lobachevsky University. Series: Social Sciences. 2025. No. 2 (78). Pp. 172-183. DOI 10.52452/18115942_2025_2_172. DOI: 10.52452/18115942_2025_2_172.АннотацияАнализируется роль семьи в процессе включения студенческой молодёжи в структуру трудовых отношений. Объект исследования – студенческая молодежь России, предмет – взаимосвязь социально-трудовых ориентаций студенчества с родительской семьей. Цель статьи – выявить роль родительских семей в обеспечении студентов в процессе их подготовки к трудовой деятельности. Представлены результаты онлайнопроса студентов нижегородских вузов, проведённого в 2024 г. Российским обществом социологов «Семья в современной России: взгляд студенчества», его программа разрабатывалась на основе структурнофункционального анализа, в соответствии с требованиями которого были выделены основные структурные элементы объекта исследования и их функциональные взаимосвязи с семьёй респондентов, а также конкретно-исторического анализа, требующего учета обстоятельств жизни в определенной системе координат. Теоретические источники и эмпирические данные позволяют сделать вывод, что трансформация социально-экономических отношений в стране оказывает решающее влияние на студента и его родительскую семью, корректируя стратегические жизненные цели и способы решения повседневных проблем. Являясь субъектами рыночных отношений, студенты, несмотря на одинаковый социальный статус, дифференцированы по многим показателям, в их числе выбор учебного заведения, уровень и источники дохода, стратегические цели. Вынужденное включение в трудовую деятельность, обеспечивающую материальную возможность получения образования, ориентация на трудовой старт после окончания вуза, часто не соответствующий профилю получаемой специальности, являются причинами снижения уровня подготовки будущих специалистов, ослабления связи с семьёй и территорией предыдущего проживания. Непоследовательность молодёжной политики государства, в том числе в сфере образования, нивелирует его ценность, ориентирует многих на получение диплома, но не профессиональных компетенций.Ключевые слова:дифференциация студенческой молодёжи семья работа профессия социально-трудовые отношения молодёжная политика differentiation of student youth family work profession social and labor relations youth policy Рубрики: Социальная структура и стратификацияСоциология трудаВозможно, вам будут интересны другие публикации:Широкалова Г. С., Куконков П. И.Студенческая семья: проблемы и перспективы // Проблема доверия молодежи к общественным и государственным институтам в контексте обеспечения национальной безопасности в условиях проведения специальной военной операции (региональный аспект): Монография / кол. авторов; под общ. ред. С. В. Устинкина, А. В. Никитина. – Нижний Новгород: НГЛУ, 2024. С. 357-369.Дулина Н. В., Мансуров В. А., Пронина Е. И., Широкалова Г. С., Шкурин Д.В.Идеальная семья в представлениях современной студенческой молодежи России (по материалам социологического исследования) // Философия хозяйства. 2024. № 5. С. 215-234.Широкалова Г. С., Пронина Е. И.Российское образование: «точки сборки» // Технологии социально-гуманитарных исследований. 2024. № 2. С. 114-122. Polish and Russian Youth: Education and Work in Changing Society / edited by Krystyna Szafraniec and David Konstantinovskiy. Moscow: Institute of Sociology Russian Academy of Sciences, 2013, p. 164, 1 CD ROM.Широкалова Г. С.Российские студенты: секс — потребность или мода? // Философия хозяйства. 2025. № 4 (160). С. 205-231.