Роль семьи в процессе подготовки студенческой молодежи к трудовой деятельности



Широкалова Г.С., Шкурин Д.В.
Роль семьи в процессе подготовки студенческой молодежи к трудовой деятельности // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2025. № 2 (78). С. 172-183.
ISSN 1811-5942
DOI: 10.52452/18115942_2025_2_172
EDN: QCZKVV
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=82861267

Размещена на сайте: 30.09.25

Поискать полный текст на Google Academia

Ссылка при цитировании:

Широкалова Г.С., Шкурин Д.В. Роль семьи в процессе подготовки студенческой молодежи к трудовой деятельности // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2025. № 2 (78). С. 172-183. DOI: 10.52452/18115942_2025_2_172. EDN: QCZKVV.
Shirokalova G.S., Shkurin D.V. The role of the family in the process of preparing students for work. Bulletin of the Nizhny Novgorod Lobachevsky University. Series: Social Sciences. 2025. No. 2 (78). Pp. 172-183. DOI 10.52452/18115942_2025_2_172. DOI: 10.52452/18115942_2025_2_172.

Аннотация

Анализируется роль семьи в процессе включения студенческой молодёжи в структуру трудовых отношений. Объект исследования – студенческая молодежь России, предмет – взаимосвязь социально-трудовых ориентаций студенчества с родительской семьей. Цель статьи – выявить роль родительских семей в обеспечении студентов в процессе их подготовки к трудовой деятельности. Представлены результаты онлайнопроса студентов нижегородских вузов, проведённого в 2024 г. Российским обществом социологов «Семья в современной России: взгляд студенчества», его программа разрабатывалась на основе структурнофункционального анализа, в соответствии с требованиями которого были выделены основные структурные элементы объекта исследования и их функциональные взаимосвязи с семьёй респондентов, а также конкретно-исторического анализа, требующего учета обстоятельств жизни в определенной системе координат. Теоретические источники и эмпирические данные позволяют сделать вывод, что трансформация социально-экономических отношений в стране оказывает решающее влияние на студента и его родительскую семью, корректируя стратегические жизненные цели и способы решения повседневных проблем. Являясь субъектами рыночных отношений, студенты, несмотря на одинаковый социальный статус, дифференцированы по многим показателям, в их числе выбор учебного заведения, уровень и источники дохода, стратегические цели. Вынужденное включение в трудовую деятельность, обеспечивающую материальную возможность получения образования, ориентация на трудовой старт после окончания вуза, часто не соответствующий профилю получаемой специальности, являются причинами снижения уровня подготовки будущих специалистов, ослабления связи с семьёй и территорией предыдущего проживания. Непоследовательность молодёжной политики государства, в том числе в сфере образования, нивелирует его ценность, ориентирует многих на получение диплома, но не профессиональных компетенций.

Ключевые слова:

дифференциация студенческой молодёжи семья работа профессия социально-трудовые отношения молодёжная политика differentiation of student youth family work profession social and labor relations youth policy

Рубрики:

Социальная структура и стратификация
Социология труда



Возможно, вам будут интересны другие публикации: