Великая Отечественная война как доминантный фактор влияния на профессиональные и жизненные траектории поколений: на примере сотрудников внешнеполитического ведомства ... Иванова Е.Ю.Великая Отечественная война как доминантный фактор влияния на профессиональные и жизненные траектории поколений: на примере сотрудников внешнеполитического ведомства // Теория и практика общественного развития. 2025. № 9. С. 68-86.ISSN 1815-4964DOI: 10.24158/tipor.2025.9.7EDN: TITQGJРИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=82918032Размещена на сайте: 02.10.25Текст статьи на сайте журнала URL: https://dom-hors.ru/teoria-praktika/2025/9/7 (дата обращения 02.10.2025)Ссылка при цитировании:Иванова Е.Ю. Великая Отечественная война как доминантный фактор влияния на профессиональные и жизненные траектории поколений: на примере сотрудников внешнеполитического ведомства // Теория и практика общественного развития. 2025. № 9. С. 68-86. DOI: 10.24158/tipor.2025.9.7. EDN: TITQGJ.Ivanova E.Yu. (2025) The Great Patriotic War as a Dominant Factor Influencing the Professional and Life Trajectories of Generations: Case Study of Foreign Ministry Employees. Theory and Practice of Social Development. (9), 68–86. Available from: doi:10.24158/tipor.2025.9.7 (In Russian). DOI: 10.24158/tipor.2025.9.7.АннотацияЦелью исследования является оценка роли Великой Отечественной войны как определяющего фактора влияния на судьбы сотрудников внешнеполитического ведомства. В статье на основе анализа биографических данных сотрудников НКИД/МИД СССР (более 600 биографий) систематизированы в соответствии с предложенными критериями их жизненные и профессиональные траектории, обозначен ряд закономерностей социальной мобильности представителей этой профессии в до- и послевоенный период. Особое внимание уделено изучению образовательной, профессиональной, партийной, научной траекторий участников Великой Отечественной войны, которые завершили дипломатическую карьеру на наивысшей точке профессиональной реализации с присвоением ранга чрезвычайного и полномочного посла. Новизна исследования связана с отсутствием в современной социологии работ, посвященных влиянию войны 1941-1945 гг. на тенденции и специфику трансформации персонального состава конкретных профессиональных групп. Информационной базой послужили справочные и энциклопедические издания, публикации отечественных историков и социологов, мемуарная литература, материалы, размещенные на интернет-платформах МИД РФ, МГИМО МИД РФ, и др. Методом исследования явился контент-анализ биографических данных дипломатов, текстов воспоминаний выпускников МГИМО 1945-1950 гг. о студентах - участниках Великой Отечественной войны, а также сравнительный межпоколенный анализ.Ключевые слова:дипломат Великая Отечественная война профессиональная траектория биографические данные поколение профессиональная группа чрезвычайный и полномочный посол образование diplomat Great Patriotic war professional trajectory biographical data generation professional group ambassador extraordinary and plenipotentiary education Рубрики: Социология профессий и профессиональных группСоциальная структура и стратификацияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Мансуров В. А., Иванова Е. Ю.Профессиональная культура и профессиональная династия: пути взаимодействия // Известия Уральского Федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2023. № 3. С.144-155.Иванова Е. Ю.Социологический ретроспективный анализ принципов рекрутинга в дипломатические службы России // Теория и практика общественного развития. 2021. № 10. С. 49-62.Иванова Е. Ю.Профессия дипломата во взглядах акторов современного информационного общества: мифологизация и реальность // Теория и практика общественного развития. 2021. № 11. С. 37–50.Мансуров В. А., Иванова Е. Ю.Профессиональная культура в процессе институализации и семейной преемственности // Теория и практика общественного развития. 2023. № 6. С. 43–52.Мансуров В. А., Иванова Е. Ю., Юрьев П. С.Социально-экономический запрос на повышение статуса инженера // Профессиональные группы в модернизирующемся российском обществе: [монография] [Электронный ресурс]/ [А.С. Голубева и др.]; отв. ред. В.А. Мансуров; ФНИСЦ РАН. Москва: ФНИСЦ РАН, 2018. С. 45-63. 1 СD ROM. Минимальные требования: операционная система – Windows Vista/ 7/ 8/ 10; процессор – Pentium 4 с частотой 1,5 ГГц и выше;1 Гб свободной оперативной памяти; наличие CD-привода; дисплей с разрешением не ниже 1280х960