Влияние уровня образования детей и их родителей на отдельные аспекты самосохранительного поведения с учетом возрастной динамики Иванова А.Е., Вангородская С.А.Влияние уровня образования детей и их родителей на отдельные аспекты самосохранительного поведения с учетом возрастной динамики // Научный результат. Социология и управление. 2025. Т. 11. № 3. С. 185-202.ISSN 2408-9338DOI: 10.18413/2408-9338-2025-11-3-1-1РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=83188906Размещена на сайте: 06.10.25Текст статьи на сайте журнала URL: https://rrsociology.ru/en/journal/annotation/3892/ (дата обращения 06.10.2025)Ссылка при цитировании:Иванова А.Е., Вангородская С.А. Влияние уровня образования детей и их родителей на отдельные аспекты самосохранительного поведения с учетом возрастной динамики // Научный результат. Социология и управление. 2025. Т. 11. № 3. С. 185-202. DOI: 10.18413/2408-9338-2025-11-3-1-1.Ivanova, A.E., Vangorodskaya, S.A. (2025), “The influence of the level of education of children and their parents on individual aspects of self-preservation behavior, taking into account age dynamics”, Research Result. Sociology and management, 11 (3), 185-202. DOI: 10.18413/2408-9338-2025-11-3-1-1. DOI: 10.18413/2408-9338-2025-11-3-1-1.АннотацияИзучение образования как одного из факторов, оказывающих влияние на различные аспекты самосохранительного поведения, обусловлено его ролью в увеличении/сокращении неравенств в отношении физического, социального и психического здоровья. Особенно актуальным представляется изучение взаимосвязи между характеристиками здоровья и образовательным уровнем членов семьи в возрастной динамике, что расширяет представления о детерминантах самосохранительного поведения и имеет важное значение в контексте реализации семейно-демографической политики, направленной на укрепление ценностей семьи и активного долголетия. На основе анализа данных комплексного социологического исследования «Демографическое самочувствие России», проведенного в 10 регионах России в 2019-2020, были получены результаты, демонстрирующие нелинейную взаимосвязь между такими переменными, как возраст и уровень образования детей и их родителей, с одной стороны и показателями установок на индивидуальные сроки жизни, помехами в их достижении, оценкой условий жизни и семьи и самооценкой здоровья – с другой. Устойчивую корреляцию с уровнем образования обнаружили показатели субъективной оценки помех в достижении желаемой продолжительности жизни (которые более образованные оценили выше, чем их менее образованные сверстники), а также существующих в семьях респондентов проблем (получивших, наоборот, более низкие оценки респондентов с более высоким уровнем образования). Что касается установок на сроки желаемой и ожидаемой продолжительности жизни, оценки условий жизни, а также самооценки здоровья, то здесь были получены противоречивые результаты, характеризующиеся возрастной и/или образовательной дифференциацией и диктующие необходимость дополнительных – количественных и качественных – исследований, призванных расширить представления о влиянии уровня образования на отдельные аспекты самосохранительного поведения с учетом возрастной динамикиКлючевые слова:здоровье самосохранительное поведение социальные детерминанты образование неравенства в отношении здоровья условия жизни уровень образования установки на долголетие желаемая продолжительность жизни ожидаемая продолжительность жизни самооценка здоровья health self-preservation behavior social determinants education health inequalities living conditions educational level longevity attitudes desired life expectancy life expectancy self-rated health Рубрики: Социология медициныСмежные дисциплиныВозможно, вам будут интересны другие публикации:Аликперова Н. В., Махрова О. Н.Ожидаемая продолжительность жизни населения: роль самосохранительного поведения // Самоуправление. – 2022. – № 4(132). – С. 170-174. – EDN XRWLUU.Аполихин О.И., Иванова А. Е.Самосохранительное поведение семей, планирующих рождение ребёнка // Вестник Российской академии наук. 2021. Т. 91. № 9. С. 896-906.Apolikhin, O.I., Ivanova, A.E. Self-Preserving Behavior of Families Planning to Have a Child. Her. Russ. Acad. Sci. 91, 593–601 (2021).Назарова И. Б.Традиции в исследовании здоровья // Исторические основы профессиональной культуры в зравоохранении : сборник статей международной научно‐практической конференции [Электронный ресурс] / отв. ред. М. Ю. Сурмач– Электрон. текст. дан. (объем 4.4 Мб). – Гродно : ГрГМУ, 2022. – 1эл. опт. диск (CD‐ROM) – Систем. требования IBM‐совместимый компьютер; Windows 7 и выше; необходимая программа для работы Adobe Reader; ОЗУ 2 Гб; CD‐ROM 16‐х и выше. – Загл. c этикетки диска. С. 178-184.Журавлева И. В.Самооценка здоровья и факторы, влияющие на неё // Здоровье подростков и окружающая среда: изменения за 20 лет: [монография] / И. В. Журавлева, Л. Ю. Иванова, Г. А. Ивахненко [и др.]; отв. ред. И. В. Журавлева; ФНИСЦ РАН. – М.: ФНИСЦ РАН, 2021. С. 134-151.