Влияние уровня образования детей и их родителей на отдельные аспекты самосохранительного поведения с учетом возрастной динамики



Иванова А.Е., Вангородская С.А.
Влияние уровня образования детей и их родителей на отдельные аспекты самосохранительного поведения с учетом возрастной динамики // Научный результат. Социология и управление. 2025. Т. 11. № 3. С. 185-202.
ISSN 2408-9338
DOI: 10.18413/2408-9338-2025-11-3-1-1
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=83188906

Размещена на сайте: 06.10.25

Текст статьи на сайте журнала URL: https://rrsociology.ru/en/journal/annotation/3892/ (дата обращения 06.10.2025)


Ссылка при цитировании:

Иванова А.Е., Вангородская С.А. Влияние уровня образования детей и их родителей на отдельные аспекты самосохранительного поведения с учетом возрастной динамики // Научный результат. Социология и управление. 2025. Т. 11. № 3. С. 185-202. DOI: 10.18413/2408-9338-2025-11-3-1-1.
Ivanova, A.E., Vangorodskaya, S.A. (2025), “The influence of the level of education of children and their parents on individual aspects of self-preservation behavior, taking into account age dynamics”, Research Result. Sociology and management, 11 (3), 185-202. DOI: 10.18413/2408-9338-2025-11-3-1-1. DOI: 10.18413/2408-9338-2025-11-3-1-1.

Аннотация

Изучение образования как одного из факторов, оказывающих влияние на различные аспекты самосохранительного поведения, обусловлено его ролью в увеличении/сокращении неравенств в отношении физического, социального и психического здоровья. Особенно актуальным представляется изучение взаимосвязи между характеристиками здоровья и образовательным уровнем членов семьи в возрастной динамике, что расширяет представления о детерминантах самосохранительного поведения и имеет важное значение в контексте реализации семейно-демографической политики, направленной на укрепление ценностей семьи и активного долголетия. На основе анализа данных комплексного социологического исследования «Демографическое самочувствие России», проведенного в 10 регионах России в 2019-2020, были получены результаты, демонстрирующие нелинейную взаимосвязь между такими переменными, как возраст и уровень образования детей и их родителей, с одной стороны и показателями установок на индивидуальные сроки жизни, помехами в их достижении, оценкой условий жизни и семьи и самооценкой здоровья – с другой. Устойчивую корреляцию с уровнем образования обнаружили показатели субъективной оценки помех в достижении желаемой продолжительности жизни (которые более образованные оценили выше, чем их менее образованные сверстники), а также существующих в семьях респондентов проблем (получивших, наоборот, более низкие оценки респондентов с более высоким уровнем образования). Что касается установок на сроки желаемой и ожидаемой продолжительности жизни, оценки условий жизни, а также самооценки здоровья, то здесь были получены противоречивые результаты, характеризующиеся возрастной и/или образовательной дифференциацией и диктующие необходимость дополнительных – количественных и качественных – исследований, призванных расширить представления о влиянии уровня образования на отдельные аспекты самосохранительного поведения с учетом возрастной динамики

Ключевые слова:

здоровье самосохранительное поведение социальные детерминанты образование неравенства в отношении здоровья условия жизни уровень образования установки на долголетие желаемая продолжительность жизни ожидаемая продолжительность жизни самооценка здоровья health self-preservation behavior social determinants education health inequalities living conditions educational level longevity attitudes desired life expectancy life expectancy self-rated health

Рубрики:

Социология медицины
Смежные дисциплины



Возможно, вам будут интересны другие публикации: