Японцы в Харбине в начале ХХ в. К проблеме русско-японских отношений на начальном этапе истории КВЖД Дацышен В.Г.Японцы в Харбине в начале ХХ в. К проблеме русско-японских отношений на начальном этапе истории КВЖД // Японские исследования. 2025. № 2. С. 38-52.ISSN 2500-2872DOI: 10.55105/2500-2872-2025-2-38-52EDN: OLYJOVРИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=82650298Размещена на сайте: 07.10.25Текст статьи на сайте журнала URL: https://www.japanjournal.ru/jour/article/view/558 (дата обращения 07.10.2025)Ссылка при цитировании:Дацышен В.Г. Японцы в Харбине в начале ХХ в. К проблеме русско-японских отношений на начальном этапе истории КВЖД // Японские исследования. 2025. № 2. С. 38-52. DOI: 10.55105/2500-2872-2025-2-38-52. EDN: OLYJOV.Datsyshen V.G. The Japanese in Harbin at the Beginning of the Twentieth Century. On the Problem of Russian-Japanese Relations at the Initial Stage of the History of the CER. Japanese Studies. 2025. No. 2. P. 38-52. DOI: 10.55105/2500-2872-2025-2-38-52.АннотацияСтатья посвящена проблемам русско-японских отношений на Китайско-Восточной железной дороге на начальном этапе ее истории. Рабочих из Японии не приглашали на строительство дороги, но японцы были уже в числе первых поселенцев в основанном в 1898 г. Обществом КВЖД городе Харбин. После небольшого перерыва, вызванного Русско-японской войной, двусторонние отношения были быстро восстановлены. В 1906 г., по мере вывода российских войск из Маньчжурии, японцы стали возвращаться на КВЖД. Начиная с 1907 г. японские официальные представители, предприниматели, деятели культуры и спорта стали принимать активное участие в общественно-политической, экономической и культурной жизни Харбина. Именно здесь было создано первое «Русско-Японское Общество». Японцы в Харбине были, в основном, заняты в таких сферах, как торговля, медицина, развлечения, домашняя прислуга. Важной составляющей двухстороннего взаимодействия было сотрудничество в железнодорожной сфере. В силу труднодоступности источников история японского населения Харбина в российской историографии изучена слабо. Целью работы является восстановление исторической картины и выявление проблем японского присутствия в Харбине и русско-японского взаимодействия на КВЖД в период между Русско-японской и Первой мировой войнами. Исследование выполнено на основе материалов периодической печати Харбина с привлечением выявленных в архивах материалов, собранных исследователем КВЖД Е.Х. Нилусом. Опубликованные в газетах «Харбинский Вестник», «Харбин», «Новая жизнь» и «Маньчжурский курьер» информационные и аналитические материалы, особенно реклама, позволяют составить представление о составе японской общины, занятиях японцев и некоторых проблемах русско-японских отношений в 1906-1914 гг. Изучение вопросов японского освоения КВЖД, их сосуществования и сотрудничества с русскими в Харбине, позволяет расширить знания по истории Китайско-Восточной железной дороги и достичь более полной и объективной картины истории русско-японских отношений в ХХ в.Ключевые слова:Японцы в Харбине история КВЖД история российско-японских отношений харбинские газеты о русско-японском сотрудничестве Japanese in Harbin history of the CER history of Russian-Japanese relations Harbin newspapers on Russian-Japanese cooperation Рубрики: Смежные дисциплиныВозможно, вам будут интересны другие публикации:Дацышен В. Г.Японцы в Харбине в начале ХХ в. К проблеме русско-японских отношений на начальном этапе истории КВЖД // Японские исследования. 2025. № 2. С. 38-52.