Специфика межнационального и этноконфессионального взаимодействия различных религиозных групп московского студенчества Кублицкая Е.А.Специфика межнационального и этноконфессионального взаимодействия различных религиозных групп московского студенчества // Научный результат. Социология и управление. 2025. Т. 11. № 3. С. 18-43.ISSN 2408-9338DOI: 10.18413/2408-9338-2025-11-3-0-2РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=83188897Размещена на сайте: 09.10.25Текст статьи на сайте журнала URL: https://rrsociology.ru/journal/annotation/3883/ (дата обращения 09.10.2025)Ссылка при цитировании:Кублицкая Е.А. Специфика межнационального и этноконфессионального взаимодействия различных религиозных групп московского студенчества // Научный результат. Социология и управление. 2025. Т. 11. № 3. С. 18-43. DOI: 10.18413/2408-9338-2025-11-3-0-2.Kublitskaya, E. A. (2025), “Specifics of interethnic and ethno-confessional interaction of various religious groups of Moscow students”, Research Result. Sociology and management, 11 (3), 18-43. DOI: 10.18413/2408-9338-2025-11-3-0-2 DOI: 10.18413/2408-9338-2025-11-3-0-2.АннотацияВысокий уровень межнациональной напряженности в московском мегаполисе сохраняется уже не одно десятилетие. Поскольку высокая степень национальной и конфессиональной напряженности приводит к изменению религиозного и социокультурного ландшафта, изучение проблем этноконфессионального взаимодействия крайне важно для адекватной оценки самых разных областей деятельности, особенно в условиях геополитической турбулентности, в которую вступила Россия в последние годы. Формирование этноконфессиональных конфликтов зависит от многих факторов: политических, социально-экономических и социокультурных трансформаций, массовой нерегулируемой миграции, пропагандистской амбивалентности медийных сетей, использующих цифровые технологии и т.д. На этом фоне неизбежно растут интолерантные позиции населения города. В социологических исследованиях, проведенных в Институте демографических исследований ФНИСЦ РАН, были рассмотрены представления религиозной молодежи о явлениях в сфере межэтнических и этноконфессиональных отношений. Выявлено, что мотивы роста религиозных групп молодежи и обращение их к конфессиям основаны на убеждении, что традиционные религии – хранители национальных, духовно-нравственных и культурных ценностей. Именно в них молодежь ищет защиты от ущемления прав своей национальности, потере национальной самобытности и риска уничтожения культурного менталитета. Таким образом, ракурс социологического поиска сконцентрирован на изучении проблемы этноконфессионального взаимодействия и связанной с ней степени проявления национальной и религиозной толерантности/ интолерантности различных религиозных групп (на примере студенчества) в столичном мегаполисе. Для определения уровня «культуры этноконфессиональной толерантности» были сформированы типологические группы: «последовательные верующие» и «новообращенные верующие». Формирование убеждений о национальном ущемлении, унижения национального достоинства связано с ростом интолерантного этноконфессионального взаимодействия, которое прослеживается во всех аспектах анализа группы «новообращенных верующих». Вербальная ориентация на активные конфликтные действия в большей степени свойственна группе «новообращенных верующих», тогда как группа убежденных «последовательных верующих» имеет меньший «конфликтный заряд», более толерантны и терпимы к другим национальностям. Что касается межконфессиональных отношений, то обе группы верующих, в своем большинстве, нейтрально и терпимо относятся к представителям других религий. Таким образом, результаты проведенного исследования подтверждают предыдущие мониторинговые исследования, что очаги напряженности в области этноконфессионального взаимодействия касаются, прежде всего, межнациональных отношений, а уровень конфессиональной нетерпимости в своем большинстве не ведет к росту конфликтного потенциала в религиозной сфере.Ключевые слова:студенческая молодёжь религиозные группы межнациональная напряженность этноконфессиональное взаимодействие толерантность государственная национальная политика социальные медиаресурсы student youth religious groups interethnic tension ethno-religious interaction tolerance state national policy social media resources Рубрики: Социология религииСоциология культурыВозможно, вам будут интересны другие публикации:Кублицкая Е. А.Основные ценности консолидации российского общества в представлениях религиозной и нерелигиозной студенческой молодежи // Научный результат. Социология и управление. 2023. Т. 9, № 2. С. 21-42.Рыжова С. В.Теоретико-методологические подходы к этносоциологическому исследованию религиозности // Межнациональное согласие в общероссийском и региональном измерении. Социокультурный и религиозный контексты: [монография] / Отв. ред. Л.М. Дробижева. – Москва: ФНИСЦ РАН, 2018. С. 247-267.Лютенко И. В.Социокультурные представления коренной и приезжей молодежи с нетрадиционной религиозностью (социологический опрос студенчества) // Научный результат. Социология и управление. 2024. Т. 10. № 1. С. 40-53.Рыжова С. В.Религиозность и межрелигиозные отношения в оценках россиян // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып. 18 / отв. ред. М. К. Горшков – М. : Новый Хронограф, 2020. С. 245-263.Цогоева Ф. Б.Ценностные ориентации студенческой молодёжи в изменяющихся условиях российского общества // Российское общество и государство: основания устойчивости и тенденции изменений. Социальная и социально-политическая ситуация / Н. В. Березина, Н. М. Великая, О. В. Гребняк [и др.] ; отв. ред. В. К. Левашов ; ФНИСЦ РАН. — М. : ФНИСЦ РАН, 2024. — С. 257-273.