Здоровьесберегающее просвещение населения: преемственность и диверсификация в странах Содружества Независимых государств Волкова О.А., Чиж Н.В.Здоровьесберегающее просвещение населения: преемственность и диверсификация в странах Содружества Независимых государств // Человек. Общество. Инклюзия. – 2025. – Т. 16. – № 1 (61). – С. 55-71. ISSN 2412-8139DOI: 10.24412/2412-8139-2025-1-55-71EDN: CYQJOVРИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=82412948Размещена на сайте: 09.10.25 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Волкова О.А., Чиж Н.В. Здоровьесберегающее просвещение населения: преемственность и диверсификация в странах Содружества Независимых государств // Человек. Общество. Инклюзия. – 2025. – Т. 16. – № 1 (61). – С. 55-71. DOI: 10.24412/2412-8139-2025-1-55-71. EDN: CYQJOV.Volkova O.A., Chizh N. V. Health-Preserving Education of the Population: Continuity and Diversification in the Countries of the Commonwealth of Independent States. Man. Society. Inclusion. 2025. Vol. 16. No. 1 (61). Pp. 55-71. DOI: 10.24412/2412-8139-2025-1-55-71.АннотацияИсследование посвящено представлению системного социологического взгляда на трансформацию здоровьесберегающего просвещения, на выявление его роли в сохранении общественного здоровья и формировании культуры медицинской профилактики в странах постсоветского пространства. Цель проанализировать эволюцию здоровьесберегающего просвещения, выделив ключевые этапы его развития, преемственность подходов и особенности диверсификации в современных условиях. Материалы и методы исследования: основу исследования составляют сравнительно-исторический анализ, а также компаративный анализ, позволяющие оценить влияние социальных, культурных, экономических факторов на эволюцию профилактической медицины. Научная новизна работы заключается в комплексном рассмотрении преемственности и диверсификации здоровьесберегающего просвещения на протяжении разных исторических периодов. Практическая значимость исследования связана с возможностью использования исторического опыта для разработки эффективных стратегий профилактики заболеваний, адаптированных к условиям цифровой эпохи и глобальных вызовов, таких как пандемии и рост неинфекционных заболеваний. В результате исследования сделан вывод: здоровьесберегающее просвещение в странах СНГ демонстрирует, с одной стороны, преемственность подходов, осуществляющуюся в условиях появления новых вызовов. Исторический опыт дает основание подчеркнуть важность государственной поддержки, междисциплинарного сотрудничества и адаптации медико-просветительской работы.Ключевые слова:здоровье здоровьесбережение санитарное просвещение медицинское просвещение социология здравоохранения health health care health education medical education sociology of healthcare Рубрики: СоциологияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Журавлева И. В.Как уменьшить неравенство в здоровье? // Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость (Екатеринбург, 19-21 октября 2016 года) [Электронный ресурс] Материалы V Всероссийского социологического конгресса / отв. ред. В.А. Мансуров — Электрон. дан.— М.: Российское общество социологов, 2016. С. 4670-4692.Zakharova, V., Chernov, I., Nazarenko, T., Pavlov, P., Lyubchenko, V., & Kulikova, A. (2020). Social health and environmental behavior of students in the digital age. Cypriot Journal of Educational Sciences, 15(5), 1288-1294. https://doi.org/10.18844/cjes.v15i5.5167Ivanova, A.E., Semenova, V.G. & Sabgaida, T.P. Reserves for Reducing Mortality in Russia Due to the Efficiency of Health Care. Her. Russ. Acad. Sci. 91, 565–577 (2021).Назарова И. Б., Ляликова С. В.Эмоциональное здоровье: понимание и определение // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024. Т. 24. № 4. С. 1117–1132. Зубок Ю. А., Проказина Н. В.Отношение молодежи к здоровью: региональный аспект // Социально-демографический потенциал российской молодёжи: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Ялта, 22–24 апреля 2021 года) / Отв. ред. Т. К. Ростовская. – М.: ФНИСЦ РАН, 2021. С. 83-88. URL: https://www.fnisc.ru/index.php?page_id=1198&id=9554.