Структура российского медиапотребления: результаты типологического анализа



Назаров М.М., Юркин Д.Н.
Структура российского медиапотребления: результаты типологического анализа // Коммуникология. 2025. Т. 13. № 3. C. 43-60.
ISSN 2311-3065
DOI: 10.21453/2311-3065-2025-13-3-43-60
EDN: RDSPKE
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=82961465

Размещена на сайте: 10.10.25

Поискать полный текст на Google Academia

Ссылка при цитировании:

Назаров М.М., Юркин Д.Н. Структура российского медиапотребления: результаты типологического анализа // Коммуникология. 2025. Т. 13. № 3. C. 43-60. DOI: 10.21453/2311-3065-2025-13-3-43-60. EDN: RDSPKE.
Nazarov M.M., Yurkin D.N. (2025). The structure of media consumption in Russia: results of a typological analysis. Communicology. Vol. 13. No. 3. P. 43-60. DOI: 10.21453/2311-3065-2025-13-3-43-60.

Аннотация

Приводятся результаты репрезентативного исследования мульти медийного поведения российской аудитории, проведенного в 2022 году. Данные отражают особенности медиапотребления в начале актуального исторического периода, связанного с изменением ряда ключевых констант жизни общества. Применение процедур кластерного и дискриминантного анализа позволило выделить в структуре аудитории пять статистически устойчивых, внутренне однородных и отличающихся друг от друга типологических групп (кластеров). Основу дифференциации кластеров составляют различные медийные «репертуары» аудитории: наборы и длительности использования медиа, и их составляющих – телеканалов, радиостанций, социальных сетей, агрегаторов видео, интернет изданий и других источников. Среди социально демографических характеристик наиболее значимым дифференцирующим признаком кластеров является возраст. Согласно результатам, в совокупном времени использования медиа около 60% приходилось на онлайн-медиа (социальные сети, агрегаторы видео-контента и другие интернет-ресурсы), остальное – на традиционные медиа (прежде всего, телевидение). Результаты типологического анализа позволяют оценить распределение времени контактов в кластерах аудитории с новостным и общественно-политическим контентом, отражающим официальную российскую информационную повестку. Характеристики кластеров показывают, что в условиях фрагментации медийного ландшафта источники новостной повестки в отдельных группах аудитории являются диверсифицированными и, зачастую, минимально пересекающимися между собой. В условиях роста напряженности в мире и нарастания информационного противостояния это приводит к усложнению задач управления новостной повесткой.

Ключевые слова:

медиапотребление медийные платформы аудитория интернет телевидение социальные сети типология установление пунктов повестки дня media consumption media platforms audience Internet television social networks typology agenda setting

Рубрики:

Социология коммуникаций
Социальная политика и управление



Возможно, вам будут интересны другие публикации: