Структура российского медиапотребления: результаты типологического анализа Назаров М.М., Юркин Д.Н.Структура российского медиапотребления: результаты типологического анализа // Коммуникология. 2025. Т. 13. № 3. C. 43-60. ISSN 2311-3065DOI: 10.21453/2311-3065-2025-13-3-43-60EDN: RDSPKEРИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=82961465Размещена на сайте: 10.10.25 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Назаров М.М., Юркин Д.Н. Структура российского медиапотребления: результаты типологического анализа // Коммуникология. 2025. Т. 13. № 3. C. 43-60. DOI: 10.21453/2311-3065-2025-13-3-43-60. EDN: RDSPKE.Nazarov M.M., Yurkin D.N. (2025). The structure of media consumption in Russia: results of a typological analysis. Communicology. Vol. 13. No. 3. P. 43-60. DOI: 10.21453/2311-3065-2025-13-3-43-60.АннотацияПриводятся результаты репрезентативного исследования мульти медийного поведения российской аудитории, проведенного в 2022 году. Данные отражают особенности медиапотребления в начале актуального исторического периода, связанного с изменением ряда ключевых констант жизни общества. Применение процедур кластерного и дискриминантного анализа позволило выделить в структуре аудитории пять статистически устойчивых, внутренне однородных и отличающихся друг от друга типологических групп (кластеров). Основу дифференциации кластеров составляют различные медийные «репертуары» аудитории: наборы и длительности использования медиа, и их составляющих – телеканалов, радиостанций, социальных сетей, агрегаторов видео, интернет изданий и других источников. Среди социально демографических характеристик наиболее значимым дифференцирующим признаком кластеров является возраст. Согласно результатам, в совокупном времени использования медиа около 60% приходилось на онлайн-медиа (социальные сети, агрегаторы видео-контента и другие интернет-ресурсы), остальное – на традиционные медиа (прежде всего, телевидение). Результаты типологического анализа позволяют оценить распределение времени контактов в кластерах аудитории с новостным и общественно-политическим контентом, отражающим официальную российскую информационную повестку. Характеристики кластеров показывают, что в условиях фрагментации медийного ландшафта источники новостной повестки в отдельных группах аудитории являются диверсифицированными и, зачастую, минимально пересекающимися между собой. В условиях роста напряженности в мире и нарастания информационного противостояния это приводит к усложнению задач управления новостной повесткой.Ключевые слова:медиапотребление медийные платформы аудитория интернет телевидение социальные сети типология установление пунктов повестки дня media consumption media platforms audience Internet television social networks typology agenda setting Рубрики: Социология коммуникацийСоциальная политика и управлениеВозможно, вам будут интересны другие публикации:Назаров М. М.Платформы и алгоритмизация в медиа: содержание и социальные следствия // Коммуникология. 2020. Т. 8. № 2. С. 108-124. DOI: 10.21453/2311-3065-2020-8-2-108-124.Назаров М. М.Медиа: Аудиторные тренды. Человек в современной российской медиасреде. — М.: ЛЕНАНД, 2023. — 256 с.Васильев Н. А., Дубровин В. Л.Изменения в медиапотреблении в современной России // Знание. Понимание. Умение. 2023. №. 3. С. 107–129.Дубровин В. Л.Художественный телеконтент – некоторые тенденции в эпоху онлайн // Инновационные научные исследования. 2021. № 10-1(12). С. 102-109.Назаров М. М.Культурные практики аудитории в цифровой медиасреде: фактор рекомендательных сервисов // Коммуникология. 2024. Т. 12. № 4. C. 68-82.