Асимметричная централизация: логика выборочных реформ на местном уровне в современной России



Шкель С.Н.
Асимметричная централизация: логика выборочных реформ на местном уровне в современной России // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз (Журнал политической философии и социологии политики). 2025. № 3 (118). С. 58-79.
ISSN 2078-5089
DOI: 10.30570/2078-5089-2025-118-3-58-79

Размещена на сайте: 06.11.25

Текст статьи на сайте журнала URL: http://politeia.ru/files/articles/rus/Politeia-2025-3(118)-Pages-001-202-58-79.pdf (дата обращения 06.11.2025)


Ссылка при цитировании:

Шкель С.Н. Асимметричная централизация: логика выборочных реформ на местном уровне в современной России // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз (Журнал политической философии и социологии политики). 2025. № 3 (118). С. 58-79. DOI: 10.30570/2078-5089-2025-118-3-58-79.
Shkel S.N. Asymmetric Centralization: The Logic of Partial Reforms at the Local Level in Contemporary Russia. Politeia: Journal of Political Philosophy and Sociology of Politics. 2025. No 3 (118). Pp. 58-79. DOI: 10.30570/2078-5089-2025-118-3-58-79.

Аннотация

Феномен асимметричности институциональных трансформаций относится к числу относительно слабо изученных в современной политической науке. Новый раунд муниципальной реформы в России в 2020—2025 гг. открыл дополнительные возможности для его изучения на примере асимметричной централизации. Несмотря на изначально планировавшуюся унификацию субъектов Российской Федерации с переходом их всех на одноуровневую модель муниципального управления, результат реформы оказался менее однозначным, и некоторым регионам удалось сохранить двухуровневую модель. В статье предпринята попытка прояснить причины этой вариации путем проверки существующих подходов к объяснению логики асимметричной централизации с помощью статистического анализа. Анализ не подтвердил экономическое объяснение разных исходов муниципальной реформы в регионах РФ, но показал релевантность политических трактовок. Политический вес губернатора и уровень электоральной лояльности оказались важными предикторами способности региона заблокировать реформу и сохранить двухуровневую модель муниципальной власти. В более общем плане его результаты указывают на то, что электоральные процессы продолжают играть важную роль и влиять на динамику политического развития даже в условиях высокого уровня централизации политической системы и консолидации элит. По заключению автора, случай муниципальной реформы в России говорит о том, что в рамках электорального авторитаризма выборы не только воспроизводят особую динамику межэлитной конкуренции, но оказывают более широкое влияние, создавая политические ограничения для централизации.

Ключевые слова:

муниципальное управление региональная политика институциональные реформы политические процессы Россия municipal governance regional politics institutional reforms political processes Russia

Рубрики:

Политическая социология
Региональная социология

Шкель С.Н.Шкель С.Н.
Асимметричная централизация: логика выборочных реформ на местном уровне в современной России // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз (Журнал политической философии и социологии политики). 2025. № 3 (118). С. 58-79.
ISSN 2078-5089
DOI: 10.30570/2078-5089-2025-118-3-58-79

Размещена на сайте: 06.11.25

Текст статьи на сайте журнала URL: http://politeia.ru/files/articles/rus/Politeia-2025-3(118)-Pages-001-202-58-79.pdf (дата обращения 06.11.2025)


Ссылка при цитировании:

Шкель С.Н.Шкель С.Н. Асимметричная централизация: логика выборочных реформ на местном уровне в современной России // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз (Журнал политической философии и социологии политики). 2025. № 3 (118). С. 58-79. DOI: 10.30570/2078-5089-2025-118-3-58-79.
Shkel S.N. Asymmetric Centralization: The Logic of Partial Reforms at the Local Level in Contemporary Russia. Politeia: Journal of Political Philosophy and Sociology of Politics. 2025. No 3 (118). Pp. 58-79. DOI: 10.30570/2078-5089-2025-118-3-58-79.

Аннотация

Феномен асимметричности институциональных трансформаций относится к числу относительно слабо изученных в современной политической науке. Новый раунд муниципальной реформы в России в 2020—2025 гг. открыл дополнительные возможности для его изучения на примере асимметричной централизации. Несмотря на изначально планировавшуюся унификацию субъектов Российской Федерации с переходом их всех на одноуровневую модель муниципального управления, результат реформы оказался менее однозначным, и некоторым регионам удалось сохранить двухуровневую модель. В статье предпринята попытка прояснить причины этой вариации путем проверки существующих подходов к объяснению логики асимметричной централизации с помощью статистического анализа. Анализ не подтвердил экономическое объяснение разных исходов муниципальной реформы в регионах РФ, но показал релевантность политических трактовок. Политический вес губернатора и уровень электоральной лояльности оказались важными предикторами способности региона заблокировать реформу и сохранить двухуровневую модель муниципальной власти. В более общем плане его результаты указывают на то, что электоральные процессы продолжают играть важную роль и влиять на динамику политического развития даже в условиях высокого уровня централизации политической системы и консолидации элит. По заключению автора, случай муниципальной реформы в России говорит о том, что в рамках электорального авторитаризма выборы не только воспроизводят особую динамику межэлитной конкуренции, но оказывают более широкое влияние, создавая политические ограничения для централизации.

Ключевые слова:

муниципальное управление региональная политика институциональные реформы политические процессы Россия municipal governance regional politics institutional reforms political processes Russia

Рубрики:

Политическая социология
Региональная социология



Возможно, вам будут интересны другие публикации: