Актуальные аспекты реализации политики исторического просвещения современной российской молодежи: социологическое измерение



Куконков П.И., Устинкин С.В.
Актуальные аспекты реализации политики исторического просвещения современной российской молодежи: социологическое измерение // Вестник Поволжского института управления. 2025. Т. 25. № 4. С. 107-117.
ISSN 1682-2358
EDN: ULYKVE
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=82782830

Размещена на сайте: 07.11.25

Текст статьи на сайте журнала URL: https://vestnik-piu.ru/arkhiv/2025/4/Kukonkov,Ustinkin.pdf (дата обращения 07.11.2025)


Ссылка при цитировании:

Куконков П.И., Устинкин С.В. Актуальные аспекты реализации политики исторического просвещения современной российской молодежи: социологическое измерение // Вестник Поволжского института управления. 2025. Т. 25. № 4. С. 107-117. EDN: ULYKVE.
Kukonkov, P.I., Ustinkin, S.V. Current Aspects of Implementing the Policy of Historical Education for Modern Russian Youth in the Sociological Dimension. The Bulletin of the Volga Region Institute of Administration. 2025. Vol. 25. No. 4. Pp. 107-117. EDN: ULYKVE.

Аннотация

Цель статьи - выявление особенностей процесса исторического просвещения, как регулируемой государством деятельности по распространению в обществе достоверных и научно обоснованных исторических знаний. Методология исследования опирается на принцип целостности и системности государственной политики в этой сфере. Результаты исследования, представленные в процессе выявления и анализа последовательности, обусловленности и результативности такой политики, фиксируют присутствие исторического «беспамятства» у части молодежи, затрудняющего устойчивое развитие общества. В исследовании используется комплексный подход к изучению государственного воздействия на процесс формирования и изменения «исторической памяти» молодежи. Обсуждение проблемы показывает, что формирование эффективной государственной политики в сфере распространения в обществе достоверных и научно обоснованных исторических знаний, способствует не только устойчивому развитию общества, но и обеспечению прав и свобод всех его членов. Характер и направленность этой политики, в определенной мере, могут быть выявлены в ходе сравнительного анализа соответствующих разделов школьных учебников истории, выпущенных в последние полвека. Авторы отмечают принципиально важный вопрос о соответствии «современных учебников» интересам российского общества и государства. В заключении подчеркивается, что коллективную историческую память различных поколений, выступающую условием стабильности современного российского общества, невозможно сохранить в сознании молодёжи без специальных усилий общества и государства, которые должны быть сконцентрированы на формировании исторического сознания, основанного на неразрывной истории России и на максимальном приближении этого исторического события к личности молодого человека.

Ключевые слова:

молодежь история учебник истории историческая политика историческая память историческое просвещение youth history history textbook historical politics historical memory historical education

Рубрики:

Социальная политика и управление
Региональная социология



Возможно, вам будут интересны другие публикации: