Человек и системы искусственного интеллекта: формирование гибридной модели коммуникации Шилова В.А., Плетнева М.А.Человек и системы искусственного интеллекта: формирование гибридной модели коммуникации // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2025. Т. 15. № 5. С. 6-16.ISSN 2226-7867DOI: 10.26794/2226-7867-2025-15-5-6-16EDN: CBURPIРИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=83176158Размещена на сайте: 14.11.25Текст статьи на сайте журнала URL: https://humanities.fa.ru/jour/article/view/1212 (дата обращения 14.11.2025)Ссылка при цитировании:Шилова В.А., Плетнева М.А. Человек и системы искусственного интеллекта: формирование гибридной модели коммуникации // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2025. Т. 15. № 5. С. 6-16. DOI: 10.26794/2226-7867-2025-15-5-6-16. EDN: CBURPI.Shilova V.A., Pletneva M.A. Humans and Artificial Intelligence Systems: Building a Hybrid Communication Model. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2025;15(5):6-16. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2226-7867-2025-15-5-6-16 DOI: 10.26794/2226-7867-2025-15-5-6-16.АннотацияВ статье анализируются коммуникативные практики, применяемые человеком в общении с искусственными коммуникативными системами. В центре внимания находится тот уникальный гибридный характер взаимодействия, который формируется на стыке человеческих ожиданий и алгоритмических ограничений. Авторы показывают, как традиционные модели общения трансформируются, адаптируясь к новым цифровым реалиям, где собеседник лишен субъектности в привычном понимании, но при этом провоцирует сложные и порой амбивалентные формы коммуникативного поведения. Эмпирической основой исследования послужили 24 полуструктурированных интервью, анализ которых проводился в соответствии с методологией обоснованной теории. Последовательное применение открытого, осевого и избирательного кодирования позволило авторам выйти за рамки простого описания речевых тактик и осуществить концептуализацию коммуникативной практики как особой формы социального действия. Сочетание глубокого эмпирического анализа с теоретической рамкой дало возможность раскрыть глубинные механизмы взаимодействия, включая мотивационные интенции пользователей, особенности символического восприятия искусственного интеллекта и весь спектр эмоционального отклика — от любопытства и восторга до разочарования и фрустрации. В результате исследования выявлены ключевые стратегии, к которым прибегают пользователи: от утилитарного уточнения запросов и ролевого программирования до эмоционально окрашенной вежливости и игрового экспериментирования. Показано, что внешне технологически опосредованная коммуникация внутренне воспроизводит и одновременно трансформирует человеческие модели общения, создавая новый синтез рационального и социального. Таким образом, коммуникация с искусственным интеллектом предстает не как упрощенный обмен командами, а как сложный, многомерный процесс постоянной адаптации, где человек выстраивает уникальные отношения с алгоритмически организованным партнером, занимающим позицию амбивалентного псевдосубъекта.Ключевые слова:коммуникация искусственный интеллект коммуникация в модели человек-искусственный интеллект коммуникативные практики интенциональность обоснованная теори communication artificial intelligence communication in the human-artificial intelligence model communicative practices intentionality grounded theory Рубрики: Социология коммуникацийСоциология управленияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Шилова В. А., Плетнева М.А.Особенности коммуникативных практик в рамках человеко-машинной коммуникации // Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2025. Т. 10. № 2. С. 46-77.Шилова В. А., Моторин Р.А.Медицинские коммуникативные практики в сети Интернет: логико-комбинаторный подход к типологии // Коммуникация. Медиа. Дизайн. 2024. Т. 9. № 3. С. 56-77.Шилова В. А.Методологический подход и методы анализа социально-коммуникативных механизмов интенциональности в работе органов власти и управления // Будущее социологического знания и вызовы социальных трансформаций (к 90-летию со дня рождения В. А. Ядова). [Электронный ресурс]. Международная научная конференция (Москва, 28–30 ноября 2019 г.). Сборник материалов / Ответственный редактор. М. К. Горшков; ФНИСЦ РАН. – М.: ФНИСЦ РАН, 2019. С. 614-616.Курюкин А. Н.Социальная коммуникация перед вызовом Индустрии 4.0 // Социальная коммуникация в современном российском обществе : сборник докладов Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 20 октября 2022 г.) / Отв. ред. В. А. Мансуров, Т. З. Адамьянц ; ред. Е. Ю. Иванова, П. С. Юрьев. – Москва : РОС ; ФНИСЦ РАН, 2023. С. 473-481. 1 электрон. опт. диск. (CD-ROM).Шилова В. А.Связь включённости человека в коммуникативные процессы с оценкой собственного социального благополучия // Коммуникация в социально-гуманитарном знании, экономике, образовании: материалы V Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 13–15 мая 2021 г. / Белорус. гос. ун-т ; В.Ф. Гигин (гл. ред.) [и др.]. – Минск : БГУ, 2021. – С. 67-71.