Люди отдыхают: дифференцирующие факторы в выборе развлечений Назарова И.Б.Люди отдыхают: дифференцирующие факторы в выборе развлечений // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2025. Т. 25. № 3. С. 580-595.ISSN 2313-2272DOI: 10.22363/2313-2272-2025-25-3-580-595РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=83151013Размещена на сайте: 30.11.25Текст статьи на сайте журнала URL: https://journals.rudn.ru/sociology/article/view/46594/25594 (дата обращения 30.11.2025)Ссылка при цитировании:Назарова И.Б. Люди отдыхают: дифференцирующие факторы в выборе развлечений // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2025. Т. 25. № 3. С. 580-595. DOI: 10.22363/2313-2272-2025-25-3-580-595.Nazarova I.B. People have fun: Differentiating factors of entertainment choices. RUDN Journal of Sociology. 2025. Vol. 25. No. 3. Pp. 580-595. DOI: 10.22363/2313-2272-2025-25-3-580-595.АннотацияРазвлечения - важная составляющая жизни человека. Цель исследования - оценить востребованность развлечений (кино, театры, спортивные зрелища, музеи), определить приоритеты в развлечениях различных социальных групп взрослого населения России и основные типы потребления развлечений. Статья основана на данных официальной статистки и репрезентативных данных базы Росстата за 2022 год - Комплексном наблюдении условий жизни населения (КОУЖ) для респондентов старше 15 лет (N=117634: 45 % мужчин и 55 % женщин); был использован факторный анализ. В результате были выявлены два основных типа потребления: 1) ориентированный на зрелищные мероприятия (кино, спортивные зрелища) и посещение ресторанов; 2) ориентированный на высокодуховные, интеллектуальные развлечения (театры, выставки, концерты). Приоритеты в выборе развлечений различаются в зависимости от социально-демографических и экономических характеристик: молодежь предпочитает кино, женщины - театр, мужчины - спортивные зрелища. Представители разных типов семей посещают развлекательные мероприятия чаще, чем средний россиянин, что позволяет говорить о совместных развлечениях. Молодые семьи без детей - наиболее активные потребители развлечений, поскольку все типы развлекательных мероприятий они посещают чаще, чем в среднем по стране: кино - 64 % (в среднем по стране - 36 %), рестораны - 69 % (в среднем по стране - 48 %). Сельские жители посещают развлекательные мероприятия реже, их развлечения менее разнообразны, чем у жителей города. Обеспеченные группы тратят на развлечения больше средств и б о льшую долю своих расходов. В последние годы наметился общий тренд роста расходов на развлечения, но наиболее депривированнные в этом отношении группы - неработающие пенсионеры и инвалиды. Ключевые слова:развлечения потребление развлечений досуг образ жизни зрелищные мероприятия КОУЖ типология entertainment entertainment consumption leisure lifestyle entertainment events CMLC typology Оглавлениескрыть оглавлениепоказать оглавление Рубрики: Социология культурыСоциология повседневных практикВозможно, вам будут интересны другие публикации:Назарова И. Б.Сфера развлечений в российских регионах: структура, факторы и предпочтения // Регионология. 2025. Т. 33. № 2 (131). С. 354–368.Galkin K.A., Parfenova O.A. Internet use among older people in the context of Senior Technology Acceptance Model (STAM). World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies. 2024. No. 4. Pp. 23-48.Васильев Н. А.Основные тенденции развития социальных сетей // Социально-гуманитарные знания. 2023. № 10. С. 22-26.Возьмитель А. А.Повседневность и ее целостный социологический анализ // Материалы X международной социологической Грушинской конференции Жить в России. Жить в мире. Социология повседневности, 20 мая—14 ноября 2020 г./отв. ред. А.В. Кулешова.— М.:ВЦИОМ, 2020. — С. 56-59.Синютин М. В., Гонашвили А.С.Спортивные практики научно-педагогических работников: исследование досугового выбора преподавателей СПбГУ // Социология науки и технологий. 2020. Т. 11. № 1. С. 87-107.