Адаптация детей-мигрантов в оценках родительского сообщества: социокультурные барьеры и потребность в поддержке



Юдина Т.Н.
Адаптация детей-мигрантов в оценках родительского сообщества: социокультурные барьеры и потребность в поддержке // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. 2025. Т. 1. № 14. С. 433-445.
ISSN 2410-1583
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=83090090

Размещена на сайте: 11.12.25

Поискать полный текст на Google Academia

Ссылка при цитировании:

Юдина Т.Н. Адаптация детей-мигрантов в оценках родительского сообщества: социокультурные барьеры и потребность в поддержке // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. 2025. Т. 1. № 14. С. 433-445.
Yudina T.N. Adaptation of migrant children in evaluations of parental community: socio-culturel barriers and a need for support. Social integration and development of ethnic cultures in the Eurasian space. 2025. Vol. 1. No. 14. Pp. 433-445.

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена ростом числа детей мигрантов в российских школах и недостаточной изученностью их адаптационных трудностей. В условиях ужесточения миграционного законодательства (например, запрета на зачисление детей без знания русского языка с 2025 года) и увеличения нелегальной миграции понимание барьеров адаптации этой группы становится критически важным для формирования эффективной государственной политики. Особую значимость проблема приобретает в Московском мегаполисе, где сосредоточено около 40% всех мигрантов страны. Цель исследования - выявить ключевые барьеры и ожидания родителей-мигрантов в процессе адаптации их детей к образовательной среде России, а также определить роль семьи и институциональных факторов в этом процессе. Исследование основано на анкетном опросе мигрантов из Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана, проживающих в Москве и Московской области и имеющих детей подросткового возраста 14-18 лет и проживающих совместно с родителями и обещающихся в образовательных учреждения региона. Использовались методы очного интервьюирования и онлайн-анкетирования. Выборка формировалась методом целевого отбора. анализ данных включал дескриптивную статистику и кросс-табуляцию. Исследование выявило, что большинство родителей-мигрантов проживают в России длительное время, что свидетельствует о формировании устойчивой диаспоры. При этом их образовательный уровень варьируется от среднего специального до высшего, а занятость сосредоточена преимущественно в низкоквалифицированных секторах экономики. Родители выделили три ключевых барьера в адаптации детей: трудности в общении со сверстниками, языковые сложности и проблемы с освоением школьной программы. При этом семья рассматривается респондентами как главный фактор успешной адаптации, тогда как роль образовательных учреждений оценивается значительно ниже. В качестве приоритетных направлений поддержки родители назвали помощь в понимании российских культурных норм, изучении русского языка и содействие при поступлении в школы. При этом часть респондентов считает, что их дети не нуждаются в дополнительной помощи, что может указывать на недооценку существующих проблем. Полученные данные демонстрируют необходимость комплексного подхода к адаптации детей мигрантов, сочетающего языковую подготовку, культурное посредничество и вовлечение семей во взаимодействие со школами. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования региональных и федеральных программ интеграции мигрантов.

Ключевые слова:

адаптация дети-мигранты родители детей-мигрантов барьеры система поддержки adaptation migrant children parents of migrant children barriers, support system

Рубрики:

Социология



Возможно, вам будут интересны другие публикации: