Адаптация детей-мигрантов в оценках родительского сообщества: социокультурные барьеры и потребность в поддержке Юдина Т.Н.Адаптация детей-мигрантов в оценках родительского сообщества: социокультурные барьеры и потребность в поддержке // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. 2025. Т. 1. № 14. С. 433-445.ISSN 2410-1583РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=83090090Размещена на сайте: 11.12.25 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Юдина Т.Н. Адаптация детей-мигрантов в оценках родительского сообщества: социокультурные барьеры и потребность в поддержке // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. 2025. Т. 1. № 14. С. 433-445.Yudina T.N. Adaptation of migrant children in evaluations of parental community: socio-culturel barriers and a need for support. Social integration and development of ethnic cultures in the Eurasian space. 2025. Vol. 1. No. 14. Pp. 433-445.АннотацияАктуальность исследования обусловлена ростом числа детей мигрантов в российских школах и недостаточной изученностью их адаптационных трудностей. В условиях ужесточения миграционного законодательства (например, запрета на зачисление детей без знания русского языка с 2025 года) и увеличения нелегальной миграции понимание барьеров адаптации этой группы становится критически важным для формирования эффективной государственной политики. Особую значимость проблема приобретает в Московском мегаполисе, где сосредоточено около 40% всех мигрантов страны. Цель исследования - выявить ключевые барьеры и ожидания родителей-мигрантов в процессе адаптации их детей к образовательной среде России, а также определить роль семьи и институциональных факторов в этом процессе. Исследование основано на анкетном опросе мигрантов из Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана, проживающих в Москве и Московской области и имеющих детей подросткового возраста 14-18 лет и проживающих совместно с родителями и обещающихся в образовательных учреждения региона. Использовались методы очного интервьюирования и онлайн-анкетирования. Выборка формировалась методом целевого отбора. анализ данных включал дескриптивную статистику и кросс-табуляцию. Исследование выявило, что большинство родителей-мигрантов проживают в России длительное время, что свидетельствует о формировании устойчивой диаспоры. При этом их образовательный уровень варьируется от среднего специального до высшего, а занятость сосредоточена преимущественно в низкоквалифицированных секторах экономики. Родители выделили три ключевых барьера в адаптации детей: трудности в общении со сверстниками, языковые сложности и проблемы с освоением школьной программы. При этом семья рассматривается респондентами как главный фактор успешной адаптации, тогда как роль образовательных учреждений оценивается значительно ниже. В качестве приоритетных направлений поддержки родители назвали помощь в понимании российских культурных норм, изучении русского языка и содействие при поступлении в школы. При этом часть респондентов считает, что их дети не нуждаются в дополнительной помощи, что может указывать на недооценку существующих проблем. Полученные данные демонстрируют необходимость комплексного подхода к адаптации детей мигрантов, сочетающего языковую подготовку, культурное посредничество и вовлечение семей во взаимодействие со школами. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования региональных и федеральных программ интеграции мигрантов.Ключевые слова:адаптация дети-мигранты родители детей-мигрантов барьеры система поддержки adaptation migrant children parents of migrant children barriers, support system Рубрики: СоциологияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Юдина Т. Н.Адаптация подростков с миграционной историей сквозь призму родительского восприятия: ключевые барьеры и ожидания от системы поддержки // Society and Security Insights. 2025. Т. 8. № 3. С. 39–64.Рахмонов А. Х.Проблемы адаптации и интеграции детей мигрантов в школе в страны Западной Европы // Моделирование и конструирование в образовательной среде: сборник материалов VI Всероссийской (с международным участием) научно-практической, методологической конференции для научно-педагогического сообщества / под ред. И.А. Артемьева, В.О.Белевцовой, И.П.Родионовой,М.М.Сабитовой –М.: Издательство ГБПОУ «Московский государственный образовательный комплекс», 2021. С. 484-486.Смирнова И. А.Дети-сироты в трудной жизненной ситуации // Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость (Екатеринбург, 19-21 октября 2016 года) [Электронный ресурс] Материалы V Всероссийского социологического конгресса / отв. ред. В.А. Мансуров — Электрон. дан.— М.: Российское общество социологов, 2016. С. 5751-5758.Воропаева А. В.Социокультурная адаптация российских школьников и школьников-иммигрантов во время досуга // Социология образования. 2018. № 5. С. 59-64.Волков Ю. Г., Курбатов В. И., Гаврилов П.С.Формирование средовой идентичности учебных мигрантов в российских вузах // Социология. – 2023. – № 4. – С. 156-164.