Адаптация подростков с миграционной историей сквозь призму родительского восприятия: ключевые барьеры и ожидания от системы поддержки ... Юдина Т.Н.Адаптация подростков с миграционной историей сквозь призму родительского восприятия: ключевые барьеры и ожидания от системы поддержки // Society and Security Insights. 2025. Т. 8. № 3. С. 39–64.ISSN 2619-0249DOI: 10.14258/SSI(2025)3-02РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=83220387Размещена на сайте: 11.12.25 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Юдина Т.Н. Адаптация подростков с миграционной историей сквозь призму родительского восприятия: ключевые барьеры и ожидания от системы поддержки // Society and Security Insights. 2025. Т. 8. № 3. С. 39–64. DOI: 10.14258/SSI(2025)3-02.Yudina T.N. (2025) Adaptation of Adolescents with a Migration History through the Prism of Parental Perception: key Barriers and Expectations from the Support System. Society and Security Insights, 8(3), 39–64. (In Russ.). doi: 10.14258/SSI(2025)3-02. . DOI: 10.14258/SSI(2025)3-02.АннотацияАктуальность исследования обусловлена ростом числа детей мигрантов в российских школах и недостаточной изученностью их адаптационных трудностей. В условиях ужесточения миграционного законодательства (например, запрета на зачисление детей без знания русского языка с 2025 г.) и увеличения нелегальной миграции понимание барьеров адаптации этой группы становится критически важным для формирования эффективной государственной политики. Особую значимость проблема приобретает в Московском мегаполисе, где сосредоточено около 40% всех мигрантов страны. Целью исследования является выявление и анализ ключевых барьеров, с которыми сталкиваются подростки-мигранты в процессе адаптации в Москве и Московской области, а также ожиданий их родителей в отношении существующей и желаемой системы поддержки. Исследование основано на анкетном опросе мигрантов из Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана, проживающих в Москве и Московской области и имеющих детей подросткового возраста 14–18 лет, проживающих совместно с родителями и обучающихся в образовательных учреждениях региона. Выборка формировалась методом целевого отбора. Анализ данных включет дескриптивную статистику и кросс-табуляцию. Анализ базируется на интеграции структурно-институционального, интерпретативного и конфликтологического подходов. Исследование выявило, что большинство родителей-мигрантов проживают в России длительное время, что свидетельствует о формировании устойчивой диаспоры. При этом их образовательный уровень варьируется от среднего специального до высшего, а занятость сосредоточена преимущественно в низкоквалифицированных секторах экономики. Родители выделили три ключевых барьера в адаптации детей: трудности в общении со сверстниками, языковые сложности и проблемы с освоением школьной программы. При этом семья рассматривается респондентами как главный фактор успешной адаптации, тогда как роль образовательных учреждений оценивается значительно ниже. В качестве приоритетных направлений поддержки родители назвали помощь в понимании российских культурных норм, изучении русского языка и содействие при поступлении в школы. При этом часть респондентов считает, что их дети не нуждаются в дополнительной помощи, что может указывать на недооценку существующих проблем. Полученные данные демонстрируют необходимость комплексного подхода к адаптации детей мигратов, сочетающего языковую подготовку, культурное посредничество и вовлечение семей во взаимодействие со школами. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования региональных и федеральных программ интеграции мигрантов. Исследование вносит вклад в понимание адаптации подростков-мигрантов, фокусируясь на уникальном ракурсе — восприятии и оценках их родителей. Оно выявляет ключевое противоречие между признанием родителями барьеров адаптации и их недоверием к институциональным механизмам поддержки, а также доминирующую потребность в социокультурной, а не только функциональной интеграции. Результаты исследования имеют существенную практическую ценность для разработчиков образовательной и миграционной политики, администрации образовательных организаций и организаций гражданского обществаКлючевые слова:адаптация дети-мигранты подростки с миграционной историей родители детей-мигрантов барьеры система поддержки adaptation migrant children adolescents with a migration history parents of migrant children barriers support system Рубрики: СоциологияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Юдина Т. Н.Адаптация детей-мигрантов в оценках родительского сообщества: социокультурные барьеры и потребность в поддержке // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. 2025. Т. 1. № 14. С. 433-445.Рахмонов А. Х.Проблемы адаптации и интеграции детей мигрантов в школе в страны Западной Европы // Моделирование и конструирование в образовательной среде: сборник материалов VI Всероссийской (с международным участием) научно-практической, методологической конференции для научно-педагогического сообщества / под ред. И.А. Артемьева, В.О.Белевцовой, И.П.Родионовой,М.М.Сабитовой –М.: Издательство ГБПОУ «Московский государственный образовательный комплекс», 2021. С. 484-486.Смирнова И. А.Дети-сироты в трудной жизненной ситуации // Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость (Екатеринбург, 19-21 октября 2016 года) [Электронный ресурс] Материалы V Всероссийского социологического конгресса / отв. ред. В.А. Мансуров — Электрон. дан.— М.: Российское общество социологов, 2016. С. 5751-5758.Воропаева А. В.Социокультурная адаптация российских школьников и школьников-иммигрантов во время досуга // Социология образования. 2018. № 5. С. 59-64.Ledeneva V.Yu. Communicative practices of migrants in the transnational space // XXIII International Conference Culture, Personality, Society in the Conditions of Digitalization: Methodology and Experience of Empirical Research named after professor L.N. Kogan, 19-21 March, 2020, Yekaterinburg, Russia, P. 139-145.