Melnikov D., Mitrofanova A., Riazanova S. Deimperialization of Difficult Heritage: Museums of Political Repression in Kazakhstan. Kritika Kultura. 2025. No. 46. Pp. 391-419. Melnikov D., Mitrofanova A., Riazanova S. Deimperialization of Difficult Heritage: Museums of Political Repression in Kazakhstan. Kritika Kultura. 2025. No. 46. Pp. 391-419.ISSN 1656-152XDOI: 10.13185/1656-152X.2171Размещена на сайте: 13.12.25Текст статьи на сайте журнала URL: https://archium.ateneo.edu/kk/vol1/iss46/22/ (дата обращения 13.12.2025)Ссылка при цитировании:Melnikov D., Mitrofanova A., Riazanova S. Deimperialization of Difficult Heritage: Museums of Political Repression in Kazakhstan. Kritika Kultura. 2025. No. 46. Pp. 391-419. DOI: 10.13185/1656-152X.2171.Melnikov, Dmitriy; Mitrofanova, Anastasia; and Riazanova, Svetlana (2025) "Deimperialization of Difficult Heritage Museums of Political Repression in Kazakhstan," Kritika Kultura: No. 46, Article 22. DOI: https://doi.org/10.13185/1656-152X.2171. Available at: https://archium.ateneo.edu/kk/vol1/iss46/22 DOI: 10.13185/1656-152X.2171.Авторы:Мельников Д., Митрофанова А.В., Рязанова С.В.АннотацияВ данной статье мы используем деколониальную методологию, чтобы задаться вопросом, чьи голоса и истории выдвигаются на первый план, а чьи замалчиваются в музейных экспозициях. Эта методология применяется для анализа мемориальных музеев, расположенных на местах, связанных с государственным насилием, а точнее, на территории Карагандинского исправительно-трудового лагеря (музей в Долинке и мемориальный комплекс «АЛЖИР»). Наша цель — исследовать, как эти музеи стремятся вернуть этим местам значение для национальной истории и идентичности. Музеи используют различные стратегии для деимпериализации послания, передаваемого через их экспонаты, и для нахождения баланса между постколониальным сохранением советского наследия и деколонизирующими усилиями, направленными на преодоление этого наследия. Первая стратегия заключается в ассимиляции имперского советского прошлого с более широкими историческими примерами несправедливости и создании гибридных экспозиций, которые не соответствуют музеям ни по времени, ни по месту, ни по другим характеристикам. Вторая стратегия предполагает опору на символы, которые посетителям предлагается расшифровать. Третья стратегия — это доместикация («одомашнивание») трудного наследия, например, изображение Карлага как неотъемлемой части региональной истории. Мы приходим к выводу, что, хотя музеи политических репрессий приложили некоторые усилия, чтобы избежать имперской и колониальной интерпретации трудного наследия, современные экспозиции зачастую не дают слова всем группам, пережившим насилие. Для деколонизации музеев и преодоления доминирующего взгляда крайне важно включить множественные перспективы и голоса, в том числе маргинализированных групп и местных сообществ.Ключевые слова:АЛЖИР деколониальный анализ деколонизация музейных экспозиций Карлаг мемориальные музеи политические репрессии ALZHIR decolonial analysis decolonization of museum exhibitions Karlag memorial museums political repression Рубрики: Политическая культураСоциология культурыВозможно, вам будут интересны другие публикации:Melnikov D., Mitrofanova A., Riazanova S. Deimperialization of Difficult Heritage: Museums of Political Repression in Kazakhstan. Kritika Kultura. 2025. No. 46. Pp. 391-419.