Граффити как элемент городской культуры: региональные и социально-демографические особенности восприятия населением Брюно В.В., Глинов Д.Е.Граффити как элемент городской культуры: региональные и социально-демографические особенности восприятия населением // Теория и практика общественного развития. 2025. № 4 (204). С. 63–75.ISSN 1815-4964DOI: 10.24158/tipor.2025.4.6РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=80692338Размещена на сайте: 16.12.25Текст статьи/выпуска на сайте журнала URL: https://dom-hors.ru/teoria-praktika/2025/4 (дата обращения 16.12.2025)Ссылка при цитировании:Брюно В.В., Глинов Д.Е. Граффити как элемент городской культуры: региональные и социально-демографические особенности восприятия населением // Теория и практика общественного развития. 2025. № 4 (204). С. 63–75. DOI: 10.24158/tipor.2025.4.6.Bryuno V.V., Glinov D.E. Graffiti as an element of urban culture: regional and socio-demographic specificities of public perception. Theory and Practice of Social Development. 2025. No. 4 (204). Pp. 63–75. DOI:10.24158/tipor.2025.4.6. EDN: GOVJSF. DOI: 10.24158/tipor.2025.4.6.АннотацияСтатья посвящена анализу общественного восприятия граффити и уличного искусства в российских городах. На основе масштабного социологического опроса (16 городов, N=14286) исследуется диапазон установок горожан – от признания художественной ценности до критического отношения и маркировки граффити как вандализма. Показано, что отношение к уличному искусству во многом зависит от культурной политики конкретного города, визуальной насыщенности среды, а также социально-демографических факторов: возраста, пола, уровня материального благополучия. При этом уровень образования, вопреки ожиданиям, не оказывает значимого влияния на восприятие граффити. Высокий уровень поддержки официальных инициатив по заказным граффити свидетельствует о постепенном переходе от стихийности к институциональному признанию уличного искусства. Полученные результаты позволяют уточнить параметры общественного запроса на визуальную среду и могут быть учтены при разработке градостроительной и культурной политики.Ключевые слова:граффити уличное искусство вандализм восприятие горожан визуальная среда культурная политика урбанистика graffiti street art vandalism public perception visual environment cultural policy urban studies Рубрики: Социология девиантного поведенияСоциология пространства и городаВозможно, вам будут интересны другие публикации:Бедерсон В. Д.Роберт Аргенбрайт. Москва строящаяся. Градостроительство, протесты градозащитников и гражданское общество. Санкт-Петербург: Academic Studies Press. Laboratorium: Журнал Социальных Исследований. 2021. Т. 13. № 3. С. 221-224.Moskaleva S.M. Civic Urban Expertise in St Petersburg (2012–2019). Europe-Asia Studies. 2023. DOI: 10.1080/09668136.2023.2213870Шилова В. А., Шередега Ю.В.Социологические исследования в процессе городского проектирования (на примере города Нальчик) // Социальные практики и развитие городской среды: урбанистика и инноватика [Электронный ресурс] : материалы междунар. науч.-практ. конф., Респ. Беларусь, Минск, 25–26 нояб. 2021 г. / Белорус. гос. ун-т ; редкол.: И. В. Пинчук (гл. ред.) [и др.]. – Минск : БГУ, 2021. – 1 электрон. опт. диск (СD-ROM). C. 347-354.Кибенко В. А., Рябкова О.В.Жизненные стратегии (планы) населения Ямало-Ненецкого автономного округа (г. Надым) // Урбанистика. – 2021. – № 4. – С. 1-19. DOI: 10.7256/2310-8673.2021.4.36707 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=36707Bauböck R., Brettell C., Crul M., Martiniello M., Mukomel V., Reeves M., Tkach O., van Tubergen F. Forum // Городские исследования и практики. 2017. Т. 2. № 1 (6). С. 11-24