Гражданская идентичность студентов педагогических вузов: опыт, восприятие, риски Брюно В.В.Гражданская идентичность студентов педагогических вузов: опыт, восприятие, риски // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2025. № 4. С. 18–28.ISSN 2220-2404DOI: 10.24412/2220-2404-2025-4-5РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=82115841Размещена на сайте: 16.12.25Текст статьи на сайте журнала URL: https://online-science.ru/userfiles/file/bryuno_2025_4_piragropym.pdf (дата обращения 16.12.2025)Ссылка при цитировании:Брюно В.В. Гражданская идентичность студентов педагогических вузов: опыт, восприятие, риски // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2025. № 4. С. 18–28. DOI: 10.24412/2220-2404-2025-4-5.Bryuno V.V. Civic identity of pedagogical university students: experience, perception, risks. Humanities, social-economic and social sciences. 2025. No. 4. Pp. 18-28. DOI: 10.24412/2220-2404-2025-4-5. EDN: AMVWLP. DOI: 10.24412/2220-2404-2025-4-5.АннотацияСтатья посвящена анализу гражданской идентичности студенческой молодёжи в условиях современной социокультурной трансформации. Особое внимание уделено студентам педагогических вузов как будущим трансляторам ценностей и смыслов. Эмпирическая база включает массовый опрос (n = 1600), серию глубинных интервью с респондентами (n = 60) и опрос экспертов (n = 12). Анкета охватывала блоки, связанные с самоидентификацией, восприятием символического пространства, гражданскими практиками, ценностными ориентациями и ощущением социальной справедливости. Выявлено преобладание формальной идентификации с гражданством и наличие позитивного эмоционального отношения к стране. Вместе с тем, за устойчивыми показателями прослеживаются внутренние колебания, критическая дистанция, фрагментарность идентификационных стратегий и высокая чувствительность к опыту несправедливости. Интервью с респондентами и экспертами позволяют говорить о формировании гражданской идентичности студентов в условиях ценностной гибридности - с пересечением коллективистских и индивидуалистических установок, локальной укоренённости и ориентации на глобальные горизонты. Обнаружено, что на процесс идентификации влияет не столько официальная риторика, сколько качество символической среды, повседневный опыт и доступ к включённым практикам. Результаты исследования позволяют уточнить специфику гражданской идентичности студенческой молодёжи, обозначить риски и ресурсы её формирования, а также подчеркнуть значимость образовательной среды как пространства символического и ценностного взаимодействия.Ключевые слова:гражданская идентичность ценности студенческая молодёжь формирование идентичности волонтёрство социализация идентификационные стратегии воспитательный процесс civic identity values student youth identity formation volunteering socialization identification strategies educational process Рубрики: Социология девиантного поведенияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Брюно В. В., Глинов Д.Е.Граффити как элемент городской культуры: региональные и социально-демографические особенности восприятия населением // Теория и практика общественного развития. 2025. № 4 (204). С. 63–75.Рыбакова Л. Н.Потенциал школьного пространства в профилактике подростковых девиаций // Категория «социального» в современной педагогике и психологии: материалы 6-й всероссийской научно-практической конференции (заочной) с международным участием: 14-15 мая 2018 г./ отв. ред. А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск: Зебра, 2018.– 524 с. С. 465-471.Аристова Н. Г.Виртуальное общение и реальная социализация подростка // Научный вестник Ямало-Ненецкого автономного округа. Вып. 3 (48). Социологический бюллетень. Ямал-Рос. СалехардАристова Н. Г.Виртуальное общение и социализация / Девиантное поведение и Интернет. Под ред. М.Е.Поздняковой. М.: Институт социологии РАНСорокин О. В.Смысложизненные ценности в социокультурной регуляции девиантного поведения молодежи в сфере образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2020. №11. С. 29-35.