Гражданская идентичность студентов педагогических вузов: опыт, восприятие, риски



Брюно В.В.
Гражданская идентичность студентов педагогических вузов: опыт, восприятие, риски // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2025. № 4. С. 18–28.
ISSN 2220-2404
DOI: 10.24412/2220-2404-2025-4-5
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=82115841

Размещена на сайте: 16.12.25

Текст статьи на сайте журнала URL: https://online-science.ru/userfiles/file/bryuno_2025_4_piragropym.pdf (дата обращения 16.12.2025)


Ссылка при цитировании:

Брюно В.В. Гражданская идентичность студентов педагогических вузов: опыт, восприятие, риски // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2025. № 4. С. 18–28. DOI: 10.24412/2220-2404-2025-4-5.
Bryuno V.V. Civic identity of pedagogical university students: experience, perception, risks. Humanities, social-economic and social sciences. 2025. No. 4. Pp. 18-28. DOI: 10.24412/2220-2404-2025-4-5. EDN: AMVWLP. DOI: 10.24412/2220-2404-2025-4-5.

Аннотация

Статья посвящена анализу гражданской идентичности студенческой молодёжи в условиях современной социокультурной трансформации. Особое внимание уделено студентам педагогических вузов как будущим трансляторам ценностей и смыслов. Эмпирическая база включает массовый опрос (n = 1600), серию глубинных интервью с респондентами (n = 60) и опрос экспертов (n = 12). Анкета охватывала блоки, связанные с самоидентификацией, восприятием символического пространства, гражданскими практиками, ценностными ориентациями и ощущением социальной справедливости. Выявлено преобладание формальной идентификации с гражданством и наличие позитивного эмоционального отношения к стране. Вместе с тем, за устойчивыми показателями прослеживаются внутренние колебания, критическая дистанция, фрагментарность идентификационных стратегий и высокая чувствительность к опыту несправедливости. Интервью с респондентами и экспертами позволяют говорить о формировании гражданской идентичности студентов в условиях ценностной гибридности - с пересечением коллективистских и индивидуалистических установок, локальной укоренённости и ориентации на глобальные горизонты. Обнаружено, что на процесс идентификации влияет не столько официальная риторика, сколько качество символической среды, повседневный опыт и доступ к включённым практикам. Результаты исследования позволяют уточнить специфику гражданской идентичности студенческой молодёжи, обозначить риски и ресурсы её формирования, а также подчеркнуть значимость образовательной среды как пространства символического и ценностного взаимодействия.

Ключевые слова:

гражданская идентичность ценности студенческая молодёжь формирование идентичности волонтёрство социализация идентификационные стратегии воспитательный процесс civic identity values student youth identity formation volunteering socialization identification strategies educational process

Рубрики:

Социология девиантного поведения



Возможно, вам будут интересны другие публикации: