Донбасс как пространство социалистического энтузиазма, памяти и травмы: кинематографические и литературные образы Абрамов Р.Н.Донбасс как пространство социалистического энтузиазма, памяти и травмы: кинематографические и литературные образы // Laboratorium: Журнал социальных исследований. 2018. №. 1. С. 79-93. На англ. яз.ISSN 2076-8214DOI: 10.25285/2078-1938-2018-10-1-79-94РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=35050458Размещена на сайте: 26.11.18Текст статьи на сайте журнала URL: https://www.soclabo.org/index.php/laboratorium/article/view/717 (дата обращения 26.11.2018)Ссылка при цитировании:Абрамов Р.Н. Донбасс как пространство социалистического энтузиазма, памяти и травмы: кинематографические и литературные образы // Laboratorium: Журнал социальных исследований. 2018. №. 1. С. 79-93. На англ. яз. DOI: 10.25285/2078-1938-2018-10-1-79-94.Abramov, Roman. 2018. The Donbass As a Space of Socialist Enthusiasm, Memory, and Trauma: Cinematic and Literary Images. Laboratorium: Russian Review of Social Research 10 (1), 79-93. https://www.soclabo.org/index.php/laboratorium/article/view/717. DOI: 10.25285/2078-1938-2018-10-1-79-94.АннотацияЭссе посвящено исследованию Донбасса как мифологического пространства, ставшего объектом культурного конструирования советским кинематографом и постсоветской литературой. В центре внимания автора символическая эволюция советской мифологии Донбасса, которая начинается со сталинского кинематографа, представленного фильмом «Шахтеры» (1937) и кинодилогией «Большая жизнь» (1939–1946), продолжается в минорном фильме периода застоя «В день праздника» (1978) и заканчивается метафоричным фильмом «Зеркало для и героя» (1987), затронувшим сложные вопросы семейной и коллективной памяти о травматичных страницах советского прошлого. Каждый из фильмов отражает этапы трансформации Донбасса как особого индустриального шахтерского мира – от истеричного энтузиазма 1930–1940-х годов через разочарование и равнодушие 1970-х до мучительного возвращения к прошлому и его ревизии в период перестройки. Перед распадом СССР Донбасс стал пространством бурных политических перемен и зарождения мощного шахтерского забастовочного движения, но в 1990-х годах пережил тяжелые времена экономического кризиса и деиндустриализации. Безработица, рост преступности и обнищание значительной части рабочего класса стали частью повседневности Донбасса этого времени. Новый эмоциональный облик Донбасса нашел отражение в психоделическом романе Дмитрия Савочкина «Марк Шейдер»: это Донбасс подпольных шахт-копанок, наркоманских трипов и сложных отношений с «шахтерскими богами» советского времени. Важным итогом анализа, выполненного в жанре психогеографии и культурологии эмоций, стал вывод о связи пространственной мифологии с актуальными политическими контекстами, объяснение которых часто кроется в исторических и культурных мифологиях региона. Эссе не фокусируется на современной военной и политической ситуации в этом регионе, но является рефлексией относительно эмоционального и идеологического прошлого Донбасса.Ключевые слова: психогеография постсоветское пространство советский кинематограф исследования культуры шахтеры донбасс psychogeography post-soviet spaces soviet cinema cultural studies miners donbass Рубрики: Региональная социологияСоциология пространства и городаВозможно, вам будут интересны другие публикации:Сергеева О. В.Посещение заброшенных пространств в перспективе исследования эмоций // Социология города. 2022. № 1-2. С. 5—14.