Навыки XXI века в российской школе: взгляд педагогов и родителей Добрякова М.С., Юрченко О.В., Новикова Е.Г.Навыки XXI века в российской школе: взгляд педагогов и родителей / М. С. Добрякова, О. В. Юрченко, Е. Г. Новикова; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2018. — 72 с. — 200 экз. — (Современная аналитика образования. № 4 (21)).ISSN 2500-0608Размещена на сайте: 17.01.19Текст на сайте https://ioe.hse.ru/ (дата обращения 17.01.2019)Ссылка при цитировании:Добрякова М.С., Юрченко О.В., Новикова Е.Г. Навыки XXI века в российской школе: взгляд педагогов и родителей / М. С. Добрякова, О. В. Юрченко, Е. Г. Новикова; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2018. — 72 с. — 200 экз. — (Современная аналитика образования. № 4 (21)).Dobryakova M., Novikova E., Yurchenko O. XXI century skills: the opinion of teachers and parents. Issue 4 (21). M.: National Research University: Higher School of Economics, 2018АннотацияВ выпуске приводятся результаты исследования педагогических практик и установок российских учителей в отношении так называемых «навыков XXI века». Целью исследования было выявить, насколько российские педагоги работают в парадигме «активного ученика» и как воспринимают задачу формирования навыков XXI века, а также насколько совпадают взгляды педагогов и родителей. Исследование опирается на три источника данных: анкетный опрос учителей (4500 человек из 85 регионов России), фокус-группы с учителями (15 фокус-групп в шести городах Московской области), анкетный опрос родителей (3300 родителей школьников из Москвы и Московской области); опросы и фокус-группы проведены в феврале—мае 2018 г. Исследование проводилось в партнерстве с корпорацией «Российский учебник» и Московским городским педагогическим университетом. Работа будет полезна не только исследователям и практикам сферы образования, но и родителям, интересующимся современными тенденциями развития школы.Ключевые слова: навыки 21 века российские учителя установки учителей педагогические практики родительские ожидания от школы социология образования социология профессий 21st century skills russian teachers teachers attitudes4 instructional practices parental expectations for schooling Оглавлениескрыть оглавлениепоказать оглавлениеВведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 Эмпирическая база . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8 Взгляды и практики учителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 1. Общее отношение к работе в школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 2. Школа отвечает за знания, а семья — за навыки XXI века . . . . . . 13 3. Формирование компетентности мышления: учителя не верят в развитие креативности, критически мыслить учат обществоведы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 4. Навыкам взаимодействия с людьми учат в начальной школе, гражданскую грамотность дают обществоведы и поселковые учителя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 5. Умение учиться и навыки самоорганизации: учителя признают их важность, но эмпирический перевес — в практиках начальной школы и в поселковых школах . . . . . . . . 34 6. Проектная деятельность — трактовка смещена к индивидуальной работе по инструкции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39 7. Оценивание воспринимается как рычаг давления и инструмент отчетности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41 8. Учителя профессионально открыты, но треть повышают квалификацию ради формальных требований . . . . . . . . . . . . . . . . 46 9. Навыки XXI века ближе учителям старшего поколения . . . . . . . . 47 Взгляды родителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52 ВыводыРубрики: Социология профессий и профессиональных группСоциология образованияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Колесникова Е. М.Здоровье воспитателей детских садов и учителей общего образования как значимое составляющее условий и специфики труда // Здоровье как ресурс: V. 2.0 / Под общей редакцией проф. З.Х. Саралиевой. –Н.Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2019. С. 274-277.Добрякова М.С., Юрченко О. В., Сивак Е.В.Опыт дистанционного обучения и дефициты современной школы: позиции школьников и родителей : информационный бюллетень / М.С. Добрякова, О.В. Юрченко, Е.В. Сивак; Нац. исслед. ун-т Высшая школа экономики. – М.: НИУ ВШЭ, 2021. – 40 с. – (Мониторинг экономики образования; № 1). – 70 экз. – ISBN 978-5-7598-2392-6 (в обл.).Семенова Л. А.Российские учителя, проблемы образования и формирование профессионального потенциала страны в условиях трансформирующегося общества // Образование и наука в процессе реформ: Социологический анализ / Ред.-сост. Д.Л. Константиновский, Л.П. Веревкин. - М.: ЦСП, 2003. С.161-189.Колесникова Е. М.Педагогические династии как ресурс социальной стабильности // Профессиональная культура российской интеллигенции / Под общ. ред. Ж.Т. Тощенко. М.: РГГУ, 2017. С. 249-253Мансуров В. А., Семенова А. В., Иванова Е. Ю., Юрченко О. В.Professional Dynasties as a Social Mechanism for the Reproduction of Professional Identities // Europe and Beyond: Boundaries, Barriers and Belonging.View from Russia:[Electronic resource]: collected papers European Sociological Association 14th Conference “Europe and Beyond: Boundaries, Barriers and Belonging”(Manchester, GB, Augest 20-24, 2019)/ Editor-in-Chief V. Mansurov. Moscow: RSS; FCTAS RAS. 2019. P. 133-143. 1 CD ROM; 12 sm – system requirements: Windows XP/Vista/7/10 – Title from disk label.