Состояние человеческого капитала российских профессионалов



Каравай А.В.
Состояние человеческого капитала российских профессионалов // Terra Economicus. 2021. Т. 19. № 1. С. 124-137. DOI: 10.18522/2073-6606-2021-19-1-6-31
ISSN 2073-6606
DOI: 10.18522/2073-6606-2021-19-1-124-137
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45719465

Размещена на сайте: 12.07.21

Текст статьи на сайте журнала URL: https://te.sfedu.ru/evjur/data/2021/1/karavay.pdf (дата обращения 12.07.2021)


Ссылка при цитировании:

Каравай А.В. Состояние человеческого капитала российских профессионалов // Terra Economicus. 2021. Т. 19. № 1. С. 124-137. DOI: 10.18522/2073-6606-2021-19-1-6-31 DOI: 10.18522/2073-6606-2021-19-1-124-137.
Karavay, A. V. (2021). State of human capital of the Russian professionals. Terra Economicus 19(1): 6–31. (In Russian.) DOI: 10.18522/2073-6606-2021-19-1-6-31 DOI: 10.18522/2073-6606-2021-19-1-124-137.

Аннотация

В статье на данных РМЭЗ НИУ ВШЭ за 2019 год анализируется состояние человеческого капитала российских профессионалов. Показано, что по накопленному ими человеческому капиталу в его классической трактовке (Г. Беккер) они значительно опережают другие группы работников нефизического труда, в том числе руководителей. Их типичные образовательные траектории предполагают бóльшее число лет обучения, чем у других представителей «беловоротничковой» занятости. И в основном их образование включает окончание полной средней школы и вуза, а траектории, предполагающие поступление в вуз после окончания средних специальных учебных заведений, сравнительно редки и обычно означают заочный характер полученного высшего образования. Для получения дополнительного профессионального образования профессионалы в разы чаще используют неформальное интернет-обучение, чем формальные профессиональные курсы. Характерной особенностью профессионалов является очень сильная их дифференциация по качеству общего человеческого капитала. Их полярные подгруппы (те, кто получил очное высшее образование по профилю выполняемой работы, против не имеющих никакого высшего образования) примерно равны по численности. Это означает, что при анализе человеческого капитала представителей данной группы необходимо учитывать также такие дополнительные критерии его качества, как профиль подготовки и очный характер образования. Именно эти характеристики не только сильно влияют на размер получаемых ими на свой человеческий капитал рент, но и позволяют лучше понять поведение профессионалов на рынке труда и их место в социальной структуре российского общества в целом.

Ключевые слова:

человеческий капитал специалисты высшей квалификации профессионалы «квалификационная яма» российский рынок труда human capital highly skilled professionals skills mismatch russian labor market

Рубрики:

Социология
Социология профессий и профессиональных групп



Возможно, вам будут интересны другие публикации: