Журнал: Вестник Института социологииКруглик П. А., Кобзева А. С., Кашпур В. В.Репрезентация традиционных повседневных практик коренного малочисленного народа эвенков в социальной сети «ВКонтакте» Круглик Полина Андреевна , Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия zira2071@gmail.comКобзева Анна Сергеевна , Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия anya_andryushenko@mail.ruКашпур Виталий Викторович, к.соц.н., доц., Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия vitkashpur@mail.ruDOI: 10.19181/vis.2024.15.2.11ID статьи на сайте журнала: 977 Полный текстТекст статьиСсылка при цитировании: Круглик П. А., Кобзева А. С., Кашпур В. В. Репрезентация традиционных повседневных практик коренного малочисленного народа эвенков в социальной сети «ВКонтакте» // Вестник Института социологии. 2024. Том 15. № 2. С. 174-189. DOI: 10.19181/vis.2024.15.2.11Рубрика: Трансформации социокультурной традиции в российских регионахАннотацияДанная статья посвящена проблеме репрезентации повседневных практик коренного малочисленного народа эвенков в социальной сети «ВКконтакте». В результате исследования были выявлены и категоризированы представленные в социальной сети «ВКонтакте» повседневные практики коренного малочисленного народа эвенков. В работе протставлен разработанный авторами классификатор контента, репрезентирующего повседневные практики эвенков. Разработанный в ходе исследования классификатор тематик контента может быть использован в качестве основы для дальнейших аналогичных исследований. Новизна исследования состоит в том, что в работе впервые тематика репрезентации повседневных практик изучается с применением методов анализа больших данных. Результаты проведенного анализа были сопоставлены с теорией Дж. Мейера о культурной стандартизации, как об одном из последствий глобализации. Исследование позволило сделать вывод о том, что повседневные практики эвенков активно репрезентируются в сообществах социальной сети «ВКонтакте». Каждая из категорий практик – быт, досуг и труд – репрезентируется в социальной сети «ВКонтакте» приблизительно в равных долях: 31, 34 и 35%. Кроме того, повседневные практики были классифицированы с точки зрения их локальности или глобальности и подсчитан процент постов, относящихся к каждому из классов – 47% локальные и 53% глобальные. Полученные в ходе исследования результаты не согласуются с теорией Дж. Мейера о последствиях глобализации: эвенки не теряют связи со своей локальной культурой и идентичностью, реконструируя ее в контенте социальных сетей. Таким образом, анализ контента эвенкийских онлайн-сообществ показал как наличие запроса на сохранение эвенками своей самобытности и традиционного образа жизни, так и их включенность в практики глобального современного мира, что не соответствует тезисам Мейера о поглощении глобальной культурой локальных повседневных практик.Ключевые словакультурная стандартизация, репрезентация, повседневные практики, коренные малочисленные народы Севера и Сибири, эвенки, социальные сети, традицияЛитература Бек У. Общество риска: На пути к другому модерну / Пер. с нем. В. Седельника, Н. Федоровой. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 383 с. Глушко И. В. Осмысление феномена социальных практик и возможностей их развития // Общество: философия, история, культура. 2011. № 1–2. С. 32–36. EDN: NUBHHL. Головнев А. В. Этничность: устойчивость и изменчивость (опыт Севера) // Этнографическое обозрение. 2012. № 2. С. 3–12. EDN: OXWVLN. Давыдов В. Н. Культурная аутентичность и коренные народы: институциональные процессы и политика идентичности // Журнал социологии и социальной антропологии. 2006. № 9(3). С. 93–109. EDN: MUKHLT. Люди Севера: права на ресурсы и экспертиза / Отв. ред. Н. И. Новикова. М.: Стратегия, 2008. 512 с. Мамонтова Н. А. Кочевание на просторах Интернета: репрезентация эвенкийской культуры on-line // Сибирские исторические исследования. 2014. № 2. C. 95–125. EDN: SVKWLR. Новикова Н. И. Коренные народы российского Севера и нефтегазовые компании: преодоление рисков // Арктика: экология и экономика. 2013. № 11(3). С. 102–111. EDN: RGPDFN. Пика А. И. Неотрадиционализм на российском Севере: идти в будущее, не забывая прошлого // Социологические исследования. 1996. № 11. С. 47–53. Филиппова Н. А. Право коренных народов: перспективы развития в условиях освоения Арктики // Арктика: общество, наука и право / Отв. ред. Н. К. Харлампьевой. СПб.: СПбГУ, 2020. С. 488–493. EDN: LBSJZJ. Хакназаров С. Х. Проблемы социально-экономического развития территорий традиционного природопользования коренных народов ХМАО-Югры (по материалам социологических исследований) / Отв. ред. Ю. В. Исламова. Ханты-Мансийск: Югорский формат, 2016. 100 с. Benhabib S. The claims of culture. Equality and diversity in the global era. Princeton: Princeton University Press, 2002. 280 p. Bolotova A., Karaseva A., Vasilyeva V. Mobility and Sense of Place among Youth in the Russian Arctic / Sibirica. 2017. № 16(3). P. 77–123. DOI: 10.3167/sib.2017.160305. EDN: XXBUQP. Huggan G. Virtual multiculturalism: the case of contemporary Britain // Britain at the Turn of the TwentyFirst Century. 2001. P. 67–85. DOI: 10.1163/9789004333970_006. Meyer J. W. Globalization: Sources and effects on national states and societies // International sociology. 2000. Vol. 15. No. 2. P. 233–248. DOI: 10.1177/0268580900015002006. Schuerkens U. The Sociological and Anthropological Study of Globalization and Localization // Current Sociology. 2003. Vol. 51. P. 209–222. DOI: 10.1177/0011392103051003004. Содержание выпуска>> Содержание выпуска № 49, 2024>> Архив журнала