Образовательная миграция из Таджикистана в Россию: тенденции и последствия



Рахмонов А.Х.
Образовательная миграция из Таджикистана в Россию: тенденции и последствия // Управление. 2022. Т. 10. № 3. С. 59–67.
ISSN 2309-3633
DOI: 10.26425/2309-3633-2022-10-3-59-67
EDN: ZZBKPJ
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=49556964

Размещена на сайте: 17.10.22

Поискать полный текст на Google Academia

Ссылка при цитировании:

Рахмонов А.Х. Образовательная миграция из Таджикистана в Россию: тенденции и последствия // Управление. 2022. Т. 10. № 3. С. 59–67. DOI: 10.26425/2309-3633-2022-10-3-59-67. EDN: ZZBKPJ.
Rakhmonov A.Kh. Educational migration from Tajikistan to Russia: trends and consequences. Upravlenie/Management (Russia), 10 (3), pp. 59–67. DOI: 10.26425/2309-3633-2022-10-3-59-67.

Аннотация

В статье рассматриваются масштабы эмиграции из Таджикистана в Россию, распределение таджикских мигрантов на территории России, важность развития образовательной миграции для Таджикистана. А также тенденции образовательной эмиграции из Таджикистана в Россию и перспективы образовательной миграции из Таджикистана. Автором предложены практические рекомендации для Таджикистана по сохранению и возврату в страну высококвалифицированных специалистов. Таджикистан как страна с молодой возвратной структурой населения в последние годы становится значимым участником в различных потоках миграции. Мигрантов из Таджикистана можно разделить на две группы по уровню образования: первая – это молодежь со средним или с неполным средним образованием, крайне редко – с профессиональным. Вторая группа – это люди среднего и старшего возраста, квалифицированные рабочие и специалисты со средним специальным и высшим образованием. Традиционно таджикистанская молодежь выезжала на обучение в Россию и Казахстан. Половина выпускников вузов Таджикистана пытаются продолжить обучение и/или найти работу за рубежом, используя «Интернет». Многие видят образовательную миграцию как один из каналов эмиграции. Этот процесс сопровождается получением гражданами Таджикистана еще одного образования или переквалификацией, признанием таджикистанских дипломов, прохождением соответствующих курсов в странах приема. Подталкивающим фактором миграции из Таджикистана в Россию, прежде всего, выступала социально-экономическая ситуация в Таджикистане и возможность зарабатывать и улучшать условия жизни как внутри страны, так и за рубежом. Главными причинами, по которым мигранты не хотят возвращаться в Таджикистан, является не только низкая заработная плата на родине, но и большие возможности за рубежом, которые имеют не только экономическое, но и политическое, и социальное измерение (свобода политических взглядов, возможность самовыражения, реализация способностей). Таджикистан в результате этой волны миграции теряет не только молодежь, но и яркий потенциал. Требуется политика привлечения высококвалифицированных специалистов в страну, что невозможно без реальных изменений в социально-экономической и политической сфере. Цель статьи – выявить тенденции и перспективы развития образовательной миграции из Таджикистана в Россию, а также последствия образовательной эмиграции для Таджикистана.

Ключевые слова:

таджикистан россия студенты молодежь образовательная миграция трудовая эмиграция высшее образование рынок труда рынок образовательных услуг tajikistan russia students youth educational migration labor emigration higher education labor market educational services market

Рубрики:

Социология труда
Социология образования



Возможно, вам будут интересны другие публикации: