Понимание в сфере социальной коммуникации как ментальная технология



Адамьянц Т.З.
Понимание в сфере социальной коммуникации как ментальная технология // Человек. – 2023. – T. 34. – № 1. C. 51-67. URL: https://chelovek-journal.ru/s023620070024827-6-1/.
ISSN 0236-2007
DOI: 10.31857/S023620070024827-6
EDN: SLPYJC
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=51923723

Размещена на сайте: 04.04.23

Поискать полный текст на Google Academia

Ссылка при цитировании:

Адамьянц Т.З. Понимание в сфере социальной коммуникации как ментальная технология // Человек. – 2023. – T. 34. – № 1. C. 51-67. URL: https://chelovek-journal.ru/s023620070024827-6-1/. DOI: 10.31857/S023620070024827-6. EDN: SLPYJC.
Adamyants T.Z. Understanding in the field of Social Communication as a Mental Technology. Chelovek. 2023. 34.1.:51-67. URL: https://chelovek-journal.ru/s023620070024827-6-1/. DOI: 10.31857/S023620070024827-6 DOI: 10.31857/S023620070024827-6.

Аннотация

В центре внимания статьи ментальные технологии (приемы, способы, навыки), которые использует сознание (ум) для понимания в сфере социальной коммуникации. В соответствии с ключевыми положениями семиосоциопсихологической концепции, в русле которой выполнена статья,  успешность  понимания в сфере социальной коммуникации связывается с такими технологиями, которые позволяют «видеть» в любом целостном, завершенном коммуникативном акте  латентные многоуровневые структуры, вершиной которых является авторская интенция, или константный смысл. Проведенная на протяжении нескольких десятилетий серия исследований с использованием метода мотивационно-целевого анализа позволила обозначить параметры групп людей, различающихся качеством понимания константных смыслов при восприятии целостных, завершенных произведений. Обнаружена также взаимосвязь между качеством понимания интенции автора и виртуальными формами, посредством которых сознание «осваивает» воспринимаемое произведение:  от широко распространенных линейных – до более редких многоуровневых, объемных.  Зафиксированный факт разного качества понимания в сфере социальной коммуникации позволил провести аналогию с теорией коллективного бессознательного и феноменом архетипов в трактовке Г.К. Юнга. В обществе действительно «живут» различные ментальные технологии, которые используют большие группы людей, что влияет на особенности их социализации и социальной адаптации и в целом на тенденции и вектор социально значимых процессов. Благодаря разработкам российской академической науки, навыки понимания в сфере социальной коммуникации поддаются совершенствованию; проведенные эксперименты показывают положительную динамику.

Ключевые слова:

понимание социальная коммуникация смысл семиосоциопсихология интенция метод мотивационно-целевого анализа ментальные технологии сознание архетипы Юнга социальная адаптация understanding social communication meaning semio-sociopsihology intent method of motive-target analysis mental technologies consciousness mind Jung archetypes social adaptation

Рубрики:

Социология коммуникаций
Социология личности



Возможно, вам будут интересны другие публикации: