Достоинство как гармония индивидуального и социального в человеке



Козлова И.В., Брюно В.В.
Достоинство как гармония индивидуального и социального в человеке // Философия образования. 2023. Т. 23, № 1. С. 92–110.
ISSN 1811-0916
DOI: 10.15372/PHE20230107
EDN: AUCQZP
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=50465379

Размещена на сайте: 21.04.23

Поискать полный текст на Google Academia

Ссылка при цитировании:

Козлова И.В., Брюно В.В. Достоинство как гармония индивидуального и социального в человеке // Философия образования. 2023. Т. 23, № 1. С. 92–110. DOI: 10.15372/PHE20230107. EDN: AUCQZP.
Kozlova I. V., Bruno V. V. Dignity as the harmony of the individual and the social in a person. Philosophy of Education, 2023, vol. 23, no. 1, pp. 92–110. DOI: https://doi.org/10.15372/PHE20230107 DOI: 10.15372/PHE20230107.

Аннотация

Введение. Достоинство затрагивает различные аспекты человеческого существования, поэтому актуальность проблемы его формирования в рамках системы образования является важным ресурсом повышенияиндивидуального самосознания. Для уточнения природы происхождениядостоинства в статье рассматриваются основные теоретические подходысовременных исследователей к проблеме понимания его сущностных характеристик, путей формирования и диалектики развития. Методология. Обзор литературных источников, посвященных формированию человеческого достоинства, основан на системном подходе, учитывающем единство субъективного, социального и антропологического. Обсуждение. Отталкиваясь от системного подхода определяются три исследовательских направления концептуализации человеческого достоинства: субъективное направление (рассматривает индивида как уникальный субъект жизнедеятельности всего общества, при этом его духовное наполнение понимается как фундаментальное качество); социальное направление (учитывает социально-культурную сущность человеческого бытия: человек с высоким чувством достоинства влияет на культуру в целом, на процветание своей нации и всего человечества); антропологическое направление (определяет человека с изначальным наделением достоинства, поскольку человек является представителем «Homo sapiens»). В статье также на примере теорий Д. Дьюи и Э. Фромма рассматривается тезис о значимости в формировании достоинства единства индивидуального и социального в образовательном процессе. Заключение. Обзор научной литературы по поднимаемой проблеме позволил сформулировать авторское определение понятия «человеческое достоинство», оценить роль образования в его формировании и наметить пути конструктивного осуществления этого процесса.

Ключевые слова:

человеческое достоинство образование воспитание внутреннее достоинство социальное достоинство нравственность индивидуальное общественное human dignity education upbringing inner dignity social dignity morality individual public

Рубрики:

Социология образования



Возможно, вам будут интересны другие публикации:



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии. Всего [0]: