Образовательные траектории как основание типологии студентов российских вузов



Бочаров В.Ю., Гаврилюк Т.В.
Образовательные траектории как основание типологии студентов российских вузов // Социальное пространство. 2023. Т. 9. № 3. URL: http://socialarea-journal.ru/article/29758
ISSN 2499-9881
DOI: 10.15838/sa.2023.3.39.9
EDN: RAVHIR
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=54655006

Размещена на сайте: 07.11.23

Текст статьи на сайте журнала URL: http://sa.isert-ran.ru/article/29758/full (дата обращения 07.11.2023)


Ссылка при цитировании:

Бочаров В.Ю., Гаврилюк Т.В. Образовательные траектории как основание типологии студентов российских вузов // Социальное пространство. 2023. Т. 9. № 3. URL: http://socialarea-journal.ru/article/29758 DOI: 10.15838/sa.2023.3.39.9. EDN: RAVHIR.
Bocharov V.Yu., Gavrilyuk T.V. (2023). Educational Trajectories as a Basis for the Typology of Russian University Students. Social area, 9 (3). DOI: 10.15838/sa.2023.3.39.9 URL: http://socialarea-journal.ru/article/29758?_lang=en DOI: 10.15838/sa.2023.3.39.9.

Аннотация

Опыт российских и зарубежных исследований свидетельствует о перспективности и актуальности анализа образовательных траекторий студентов как части жизненного мира с точки зрения конструктивистской парадигмы. Развивая идеи конструктивистской концепции Ж.Т. Тощенко, авторы статьи предлагают рассматривать учебу в вузе в качестве этапа образовательной траектории, являющейся частью жизненного пути студента. С учетом положений типологического анализа Г.Г. Татаровой делается попытка выделения модальных типов студентов с присущей каждому из этих типов образовательной траекторией. Основанием такой типологии выступают темпоральные и ценностные измерения/свойства жизненного мира студента и их динамика в процессе движения по индивидуальной образовательной траектории в границах институционального пространства вуза. Эмпирической базой для апробации методики послужили данные двух этапов мониторингового исследования «Образовательный путь студента ТюмГУ в условиях индивидуальных образовательных траекторий» (2022–2023 гг.). Для выделения модальных типов студентов последовательно применялись методы факторного и кластерного анализа. Факторный анализ выстраивался в границах темпоральной логики на основании трех компонентов (групп факторов): 1) значение прошлых событий; 2) ценность актуальных учебных практик; 3) предвосхищение будущего. Группы факторов рассматривались как самостоятельные эмпирические показатели и использовались в качестве типообразующих признаков для последующего дифференцирования респондентов на кластеры. По результатам обработки данных обнаружено четыре модальных типа студентов («конформисты», «отличники», «активисты» и «нигилисты»), каждому из которых соответствует собственная образовательная траектория. Выделенные модальные типы студентов имеют важное прикладное значение для эффективного управления пространством современного российского вуза. Полученные эмпирические результаты дают возможность для принятия управленческих решений по развитию желательных для вуза и рынка труда образовательных траекторий («отличники» и «активисты») и коррекции нежелательных («конформисты» и «нигилисты»), а также возможности дальнейших мониторинговых замеров.

Ключевые слова:

факторный анализ кластерный анализ жизненный мир образовательная траектория модальные типы студентов образовательный мониторинг factor analysis cluster analysis life world educational trajectory modal types of students educational monitoring

Оглавление

Рубрики:

Экономическая социология
Социология образования



Возможно, вам будут интересны другие публикации: