Интервьюируя элиту и селебрити: сравнительный анализ возможностей и ограничений



Рождественская Е.Ю.
Интервьюируя элиту и селебрити: сравнительный анализ возможностей и ограничений // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 5. С. 64-91.
ISSN 2219-5467
DOI: 10.14515/monitoring.2021.5.1988
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=47539659

Размещена на сайте: 29.01.24

Текст статьи на сайте журнала URL: https://www.monitoringjournal.ru/index.php/monitoring/article/view/1988/1586 (дата обращения 29.01.2024)


Ссылка при цитировании:

Рождественская Е.Ю. Интервьюируя элиту и селебрити: сравнительный анализ возможностей и ограничений // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 5. С. 64-91. DOI: 10.14515/monitoring.2021.5.1988.
Rozhdestvenskaya E.Yu. Interviewing the Elite and Celebrities: A Comparative Analysis of Methodological Opportunities and Limitations. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. No. 5. P. 64–91. DOI: 10.14515/monitoring.2021.5.1988.

Аннотация

Статья посвящена методологическим и методическим вопросам интервьюирования представителей политической и бизнес-элиты с одной стороны и селебрити - с другой. Сравнительный анализ подходов к этим группам предполагает поиск сходств и различий в их характеристиках. Объединяющим моментом становится постепенная селебритизация элит, проявляющаяся в большей персонализации, включенности в дискурсы и перформансы публичной сферы и выборе надидеологической позиции в случае политических коммуникаций. В то же время наблюдается и встречный тренд по перетеканию селебрити в другие элиты, бизнес и политику-в терминах Редмонда, текучая селебритизация. Селебрити концептуализируются как новая элита с ресурсом влияния в информационном обществе, но парадоксально отмечается ее безвластный характер. В статье предложен систематический анализ процессов интервьюирования при изучении политической и бизнес-элиты и элиты селебрити. Актуальность возможностей и ограничений метода интервью обнаруживается на фоне преимущественного дискурсивного/текстуального анализа селебрити, равно как и обращения к нереактивным данным в случае изучения элит. Анализ исследовательского дискурса элит и селебрити структурирован по проблеме определения той или иной социальной группы, обоснованию методологического выбора в пользу интервьюирования, стратегиям получения доступа, контролю над ситуацией интервью, обеспечению баланса власти в ситуации интервью, а также баланса репрезентации и идентичности. В качестве результата анализа предложены рекомендации по упомянутым ключевым моментам интервьюирования селебрити и представителей других элит. Приведенные в статье эмпирические иллюстрации из исследований призваны обозначить описанные проблемные моменты в интервью. Интервьюирование знаменитостей имеет особенность: у них слишком часто берут интервью, что снижает мотивацию к участию в академических исследованиях. Проблема доступа к селебрити для социологического интервьюирования может быть решена через гейткиперов, социальные сети или методом снежного кома при наличии первичного ключевого знакомства. Важен и эпистемологический момент, проявляющийся через дискурс persona studies-различение у интервьюируемого селебрити трех перформативных уровней: публичной личности, конструируемой частной личности и «реальной» частной личности.

 

Ключевые слова:

элиты знаменитости интервью стратегии интервью методология elites celebrities interview interview strategies methodology

Оглавление

Рубрики:

Социология элиты общества



Возможно, вам будут интересны другие публикации: