Высшее образование в Евразийском экономическом союзе: потенциал и проблемы сотрудничества



Осадчая Г.И., Юдина Т.Н.
Высшее образование в Евразийском экономическом союзе: потенциал и проблемы сотрудничества // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024. Т. 24. № 1. C. 140-154.
ISSN 2313-2272
DOI: 10.22363/2313-2272-2024-24-1-140-154
EDN: WMXZKB
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=65579746

Размещена на сайте: 26.04.24

Текст статьи на сайте журнала URL: https://journals.rudn.ru/sociology/article/view/38503/23297 (дата обращения 26.04.2024)


Ссылка при цитировании:

Осадчая Г.И., Юдина Т.Н. Высшее образование в Евразийском экономическом союзе: потенциал и проблемы сотрудничества // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024. Т. 24. № 1. C. 140-154. DOI: 10.22363/2313-2272-2024-24-1-140-154 . EDN: WMXZKB.
Osadchaya G.I., Yudina T.N. Higher education in the Eurasian Economic Union: Potential and problems of cooperation. RUDN Journal of Sociology. 2024. Vol. 24. No. 1. Pp. 140-154. DOI: 10.22363/2313-2272-2024-24-1-140-154. DOI: 10.22363/2313-2272-2024-24-1-140-154 .

Аннотация

Решение интеграционных задач по формированию общего рынка тру-да, взаимопроникновению ценностей и идей, обеспечению взаимопонимания и доверия между народами требует создания единого образовательного пространства на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС), сближения образовательных  и профессиональных стандартов, взаимного признания дипломов, ученых степеней и званий. В  статье рассмотрена академическая мобильность внутри интеграционного объединения и  современные практики сотрудничества государств-членов и стран-наблюдателей Союза в  области высшего образования на основе данных Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и Федеральной службы государственной статистики России, а также дана оценка результативности продвижения идей евразийской интеграции по результатам эмпирического  исследования  и обозначены  резервы  развития  сотрудничества  стран-членов ЕАЭС и стран-наблюдателей в сфере образования. В частности, выявлено сокращение обмена студентами между вузами стран-членов при одновременном  росте  числа  ино-странных студентов из стран дальнего зарубежья; в рамках академической мобильности ЕАЭС Россия по-прежнему принимает больше обучающихся, чем ее партнеры. Это говорит о неравноценности студенческой и преподавательской академической мобильности, вызывает беспокойство в странах-членах и странах-кандидатах, требует изменения законодательства и финансирования и учета роста конкуренции за влияние в сфере образования с Турцией, Европой и Китаем. Показано развитие структуры и программ сотрудничества в сфере образования, расширение сети филиалов ведущих вузов Союза в других странах, создание ведущими вузами Консорциума, Евразийского Сетевого университета и Славянских университетов, заключение новых соглашений о сотрудничестве. Развитие сотрудничества стран-членов ЕАЭС и стран-наблюдателей в сфере образования требует достижения согласия между участниками интеграционных процессов, включении образования в интеграционную повестку на высшем уровне, отнесения вопросов высшего образования к отдельной сфере сотрудничества, расширения нормативно-правового регулирования вопросов сотрудничества и формирования институциональной базы управления сферой высшего образования в ЕАЭС.

 

Ключевые слова:

Евразийский экономический союз евразийская интеграция высшее образование сотрудничество сетевые университеты славянские университеты образовательные программы Eurasian Economic Union Eurasian integration higher education cooperation network universities Slavic universities educational programs

Рубрики:

Социология образования



Возможно, вам будут интересны другие публикации: