Рабочая нагрузка учителя в постпандемический период



Колесник Н.В., Бояркина С.И.
Рабочая нагрузка учителя в постпандемический период // Мир России. 2024. Т. 33. № 2. С. 32-55.
ISSN 1811-038X
DOI: 10.17323/1811-038X-2024-33-2-32-55
EDN: EXEWYN
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=65666197

Размещена на сайте: 07.05.24

Текст статьи на сайте журнала URL: https://mirros.hse.ru/index.php/mirros/article/view/21189 (дата обращения 07.05.2024)


Ссылка при цитировании:

Колесник Н.В., Бояркина С.И. Рабочая нагрузка учителя в постпандемический период // Мир России. 2024. Т. 33. № 2. С. 32-55. DOI: 10.17323/1811-038X-2024-33-2-32-55. EDN: EXEWYN.
Kolesnik N. V., & Boyarkina S. I. (2024). Teacher Workload in the Post-pandemic Period. Universe of Russia, 33(2), 32-55. https://doi.org/10.17323/1811-038X-2024-33-2-32-55 DOI: 10.17323/1811-038X-2024-33-2-32-55.

Аннотация

В статье представлены результаты анализа рабочей нагрузки школьного педагога в  постпандемический период. В ходе исследования авторы выявили самооценку региональных педагогов их рабочей нагрузки и ее структуры, объема и видов обязательной и  избыточной работы. Были определены причины распространения сложившегося режима работы в профессиональной среде педагогов, который влечет не только возможную неудовлетворенность трудом, но и профессиональный стресс. Особое внимание уделено основным дискуссионным точкам по проблеме рабочей нагрузки педагога и тому, как она влияет на его профессиональное самочувствие. Эмпирическим основанием послужили данные анкетного опроса и контент-анализа по исследуемой проблеме. В опросе приняло участие 3588 педагогов из 100 государственных и муниципальных школ в 15 российских регионах; проанализирована лингвистическая база из 3827 элементов. В ходе исследования выявлено, что у опрошенных педагогов устойчиво сохраняется режим работы «всегда на связи», для которого характерны стирание четких границ между учебной и рабочей нагрузкой, обязательными и не обязательными видами работы. Это означает, что как в  прошлом, так и сейчас сельские и городские, молодые и опытные учителя испытывают дискомфорт в части рабочей нагрузки и большого объема работ. Зачастую именно избыточное участие в (не)цифровых коммуникациях приводит к росту рабочей нагрузки, физическому и психологическому переутомлению учителей.

Ключевые слова:

рабочая нагрузка образование педагог учитель рабочее время школа стресс выгорание труд профессиональное развитие workload education working time teacher school stress burnout work professional development

Рубрики:

Социология профессий и профессиональных групп
Смежные дисциплины



Возможно, вам будут интересны другие публикации: