Реформы образования глазами учителей и преподавателей: год спустя



Хагуров Т.А.
Реформы образования глазами учителей и преподавателей: год спустя // Россия реформирующаяся. Вып. 13: Ежегодник / Отв. ред. М. К. Горшков. – Москва: Новый хронограф, 2015. – С. 360-381.

Глава из книги: Россия реформирующаяся. Вып. 13: Ежегодник / Отв. ред. М. К. Горшков. – Москва: Новый хронограф, 2015. – 464 c.
ISBN 594881289–8

Размещена на сайте: 16.11.15

Текст статьи.


Ссылка при цитировании:

Хагуров Т.А. Реформы образования глазами учителей и преподавателей: год спустя // Россия реформирующаяся. Вып. 13: Ежегодник / Отв. ред. М. К. Горшков. – Москва: Новый хронограф, 2015. – С. 360-381.

Аннотация

В статье данные экспресс-опроса 900 учителей школ и преподавателей высших учебных заведений в 37 регионах Российской Федерации 2014 г. о ситуации в образовании и его реформе сопоставляются с результатами аналогичного исследования, проведённого в 2012–2013 гг. Выборка формировалась методом «снежного кома». Показано, как воспринимается в педагогическом сообществе нынешняя ситуация в образовании: наиболее популярные ответы — кризис и упадок. Выявлены основные претензии педагогов: утрата лучшего отечественного опыта, некритичное заимствование западных стандартов, бюрократизация, формализм, коррупция. Изучена динамика качества образования; исследованы оценки педагогами изменений качества образования в их регионе и образовательном учреждении за последний год, а также их прогнозы возможных изменений качества образования в регионе в течение ближайших пяти лет. Показано, что большинство педагогов — скорее скептики, они связывают ухудшение качества образования, в частности, с негативным влиянием тестовых методик оценки знаний, отрицательной возрастной динамикой педагогических коллективов. В среде педагогов преобладают пессимистичные прогнозы в отношении возможных изменений качества образования. По наблюдению автора, нередко причиной этого пессимизма являются произошедшие в последние годы изменения в профессиональной сфере. Выявлено недовольство школьных учителей и вузовских преподавателей ростом объёма «бумажной» работы, не связанной с учебно-воспитательным процессом. Изучено отношение педагогов к одному из нововведений Министерства образования — мониторингу эффективности вузов. Исследование показало, что респонденты, давшие оценки этому нововведению, почти поровну разделились на «нейтралов», «оптимистов» и «пессимистов». Выяснилось, что большинство вузовских преподавателей не против самой идеи мониторинга, они чаще критикуют критерии оценок эффективности. В статье проанализированы пожелания педагогов руководителям российского образования.

Ключевые слова:

реформа образования учителя преподаватели качество образования мониторинг эффективности вузов

Рубрики:

Социология образования



Возможно, вам будут интересны другие публикации: