Социология образования. Дополнительное и непрерывное образование: монография / Г. А. Ключарев, Д. В. Диденко, Ю. В. Латов, Н. В. Латова; под общ. ред. Ю. В. Латова. — 2-е изд., перераб. и доп.— М. : Издательство Юрайт, 2017. — 432 с. — (Серия : Актуальные монографии).
В настоящем издании дан комплексный анализ развития непрерывного образования в контексте происходящих в современном российском обществе модернизационных процессов. Дополнительное профессиональное образование рассматривается в качестве ключевого элемента российской системы непрерывного образования. Изучены такие актуальные вопросы андрагогического образования, как эффективность образования для взрослых и его роль в модернизации. Также авторами освещены тенденции социально-экономических неравенств в непрерывном образовании, обусловленные доступностью и участием трудоспособного населения трудоспособного населения в образовательных проектах и программах. Рассмотрены два аспекта систем образования для взрослых — непрерывное образование как генератор социального неравенства и как социальный уравнитель.
Оглавление
Введение..............................................................................7
ЧАСТЬ 1. РАЗВИТИЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ
Глава 1. Системы образования в эпоху постиндустриальной модернизации ..................................... 19
1.1. Эволюция образовательных систем – отражение эволюции общества ....................................................................................19
1.1.1. Эволюция образовательных систем в контексте теории формаций........................................................................................20
1.1.2. Эволюция образовательных систем в контексте теории модернизации................................................................................25
1.2. Россия в контексте постиндустриальной образовательной модернизации ...............................................................................................38
1.2.1. Тенденции образовательной модернизации ..........................39
1.2.2. Тенденции образовательной демодернизации......................46
1.2.3. Непрерывность как императив модернизации российской образовательной системы................................................50
Глава 2. Дополнительное профессиональное образование как ключевой элемент российской системы непрерывного образования....................................................................... 55
2.1. Андрагогическое образование как элемент новой системы непрерывного образования......................................................................55
2.1.1. Структура образовательных систем для взрослых..............57
2.1.2. Научный дискурс проблем образования для взрослых (на примере дополнительного профессионального образования) ........................................................65
2.2. Дополнительное образование как форма накопления человеческого капитала россиян ...........................................................77
2.3. Институциональные характеристики российской системы дополнительного образования................................................................85
2.3.1. Дополнительное профессиональное образование как подсистема непрерывного образования..............................................86
2.3.2. Место и значение ДПО в формировании российского человеческого капитала: тенденции последних десятилетий.............................................................................90
Глава 3. Дополнительное профессиональное образование как ресурс российской модернизации .................................. 96
3.1. Пространство ДПО как ресурс модернизации .................................96
3.2. Корпоративное образование как вызов «традиционной» системе ДПО...............................................................................................129
Глава 4. Эффективность российского дополнительного образования......................................................................146
4.1. Оценка эффективности системы дополнительного образования.................................................................................................146
4.1.1. Методология анализа ...................................................................146
4.1.2. Основные результаты анализа..................................................152
4.2. Основные направления повышения эффективности инвестиций в российское образование..............................................167
4.2.1. Профессиональная подготовка и интеллектуальные миграции......................................................................................................167
4.2.2. Стимулирование работодателей к инвестициям в человеческий капитал работников..................................................175
4.2.3. Развитие финансовой инфраструктуры образовательного рынка: возможности и риски............................178
4.2.4. Развитие информационной инфраструктуры: проблема признания результатов образования .............................188
ЧАСТЬ 2. НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО
Глава 5. Неравенство в качестве и доступности образования......................................................................197
5.1. Образовательное неравенство как институт постсоветской России ...........................................................................................................197
5.1.1. Концепт равенства в доступе к образованию: от «Великого уравнителя» к «Великому решету» ........................197
5.1.2. Онтология образовательного неравенства: непосредственные эффекты..................................................................203
5.1.3. Феноменология образовательного неравенства: отложенные эффекты..............................................................................210
5.2. Основные тенденции реформирования образования...................216
5.2.1. Образование взрослых: выбор между эгалитарностью и меритократией.......................................................217
5.2.2. Эффективность инвестиций в человеческий капитал......225
Глава 6. Зарубежные теории и практики взаимовлияния образования и социально-экономических неравенств ..........235
6.1. Дифференциация доступа к образованию для взрослых............236
6.1.1. Неравенство в доступе к догоняющему образованию ......236
6.1.2. Неравенство в доступе к дополнительному образованию ...............................................................................................244
6.2. Основные тенденции социально-экономических неравенств и их влияние на уровень человеческого развития........................................................................................................252
6.2.1. Неравенство основных факторов человеческого развития как исследовательская проблема .....................................253
6.2.2. Методика компаративистского анализа ................................260
6.2.3. Основные результаты анализа исторических данных......271
Глава 7. Особенности неравенств в российском образовании......................................................................295
7.1. «Столицецентризм» высшего профессионального образования.................................................................................................295
7.1.1. Доступность высшего образования: количественный аспект ............................................................................................................296
7.1.2. Доступность высшего образования: качественный аспект ............................................................................................................298
7.1.3. «Столицецентризм» в размещении научных кадров как фактор неравенства в доступе к высшему образованию.....304
7.1.4. Детерминанты диспропорций социально- географической структуры....................................................................316
7.1.5. Как отремонтировать «социальный лифт» высшего образования? ..............................................................................................322
7.2. Симулякры как особенности образовательных неравенств.......327
7.2.1. Сферы производства симулякров знаний.............................328
7.2.2. Социальные последствия производства симулякров знаний...........................................................................................................334
Глава 8. Перспективы выравнивания доступа россиян к образованию...................................................................340
8.1. Возможные тенденции перспективной динамики социально-экономических неравенств в России ...........................340
8.2. Самообразование как неформальный регулятор образовательных неравенств.................................................................354
8.3. Правовые основания равнодоступности непрерывного образования.................................................................................................363
8.3.1. Образование как право человека..............................................364
8.3.2. Российское законодательство и непрерывное образование.................................................................................................372
Заключение ......................................................................378
Библиография...................................................................393
Новые издания по дисциплине «Социология образования» и смежным дисциплинам...............................432