Отдел социологии образования >> К списку подразделений Руководитель: доктор социологических наук Константиновский Давид Львовичscan21@mail.ru | +7 (499) 128-69-01Список СОТРУДНИКОВСписок сотрудниковОБЩИЕ СВЕДЕНИЯОтдел социологии образования Института социологии РАН существует более 15 лет. За это время он стал признанным лидером в области социологии образования. Сотрудники Отдела опубликовали более 450 научных работ, участвуют в проектах Министерства образования и науки РФ, различных организаций и научных фондов, среди которых Российский государственный научный фонд, Национальный фонд подготовки кадров и др. Основные направления исследований Отдела - единый комплекс актуальных исследований, результаты которых остро востребованы как в научном, так и в практическом отношениях. Анализ сферы образования как фактора дифференциации и интеграции общества в современной России, изучение неравенства в этой сфере; Проблемы социализации подростков в сфере образования; Роль семьи и школы как важнейших агентов социализации в новых социально-экономических условиях. В работе Отдела особое внимание уделяется изучению фундаментальных проблем в сфере образования: образование как устойчивый социальный институт; структура института образования, ее модификации; институциональная система общества и ее влияние на институт образования; социокультурные изменения и образование; инерционность и лабильность системы образования; образование и другие социальные институты; важнейшие функции института образования (воспроизводство культурных и социальных ценностей; социализация членов общества; функции социального и культурного изменения и др.); государственное и коммерческое образование; массовое и элитное образование; непрерывное образование; проблемы модернизации образования; глобализация, этнические, демографические и региональные проблемы образования. При этом фундаментальность подхода сочетается в исследованиях Отдела с эмпирической разработкой изучаемых проблем. Материалы, получаемые в результате исследований, используются в учебном процессе. Исследовательские направления представлены целым рядом реализованных и продолжающихся проектов. Проекты «Российская молодежь в меняющемся обществе (Социальные и профессиональные ориентации и жизненные пути молодежи накануне XXI века)» (Российский гуманитарный научный фонд, 1997-2000); «Вторичная занятость студентов» (Министерство образования РФ, 2001); «Социологический анализ форм включения своих вузов в систему непрерывного гуманитарного образования» (Министерство образования РФ, 2002); «Образование и жизненный старт молодежи в изменяющейся России» (Российский гуманитарный научный фонд, 2003-2005); «Анализ доступности высшего образования для социально уязвимых групп» (Независимый институт социальной политики, 2003); «Российское образование и формирование человеческого потенциала» (Отделение общественных наук Российской академии наук, 2003); «Образование и будущее России» (Отделение общественных наук Российской академии наук, 2004); «Роль непрерывного гуманитарного образования в профессиональном становлении студентов гуманитарных и технических специальностей» (Министерство образования РФ, 2004); «Проведение мониторингового исследования по оценке доступности качественного общего полного среднего образования в рамках учреждений общего и начального профессионального образования» (Национальный фонд подготовки кадров, 2004-2006); «Образование как инновационный ресурс России в период глобализации» (Отделение общественных наук Российской академии наук, 2005); «Доступность качественного общего образования: региональные модели социальной политики, барьеры, стратегии» (Независимый институт социальной политики, 2006); «Россия в глобальном мире: воздействие западных институциональных образцов на социальные процессы в России» (Подпроект: Изучение эффективности практик получения образования за рубежом)». Целевая программа «Развитие научного потенциала высшей школы» Министерство образования и науки РФ, 2006-www «Профессиональные и образовательные траектории молодежи в изменяющейся России» (Российский государственный научный фонд, 2007-2009); «Российское образование в условиях глобализации: модификация институциональных моделей и жизненных траекторий» (Отделение общественных наук Российской академии наук, 2007); «Молодежь и образование в современной России: ориентации, реальные траектории и человеческий капитал» (Отделение общественных наук Российской академии наук, 2008); «Рабочая молодежь в современном обществе: ориентации, образование, реальные траектории и человеческий капитал» (Отделение общественных наук Российской академии наук, 2009); «Рабочая молодежь в условиях инновационного развития российского общества: образовательные и профессиональные траектории.» (Институт общественного проектирования (Общественная палата ) 2009; «Россия в глобализирующемся мире: пути формирования человеческого капитала» (Программа фундаментальных исследований ООН РАН, 2009); «Формирование образовательных и профессиональных траекторий молодых рабочих в современных условиях», 2010; «Рабочая молодёжь сегодня: учеба, работа, социальное самочувствие» (Российский гуманитарный научный фонд , 2010-2011); «Тенденции социализации и проблемы социальной адаптации детей, молодежи и подростков в современной России». 2009 – 2012; «Современная молодёжь России: человеческий капитал, профессиональные траектории, социальное самочувствие». 2011 – 2015. N государственной регистрации 01201062840 «Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи» (Российский гуманитарный научный фонд, 2013-2014). На основе исследовательских проектов публикуются статьи, издаются сборники научных трудов, монографии, а также разрабатываются рекомендации для практических работников сферы образования.Постоянно действующие семинары:Семинар Центра социологии образования, науки и культурыКруглый стол «Российское образование сегодня»Ранее выполненные проекты по грантам:Грант РГНФ: 2013 - 2014. Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежиРуководитель: д.соц.н. Константиновский Д.Л.Грант РГНФ: 2010 - 2011. Рабочая молодёжь сегодня: учеба, работа, социальное самочувствиеРуководитель: д.соц.н. Константиновский Д.Л.Грант РГНФ: 2007 - 2009. Профессиональные и образовательные траектории молодежи в изменяющейся РоссииРуководитель: д.соц.н. Константиновский Д.Л.