Достоевский и Ницше: два образа сверхчеловека // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — С. 30-34.



Исаков А.Н.
Достоевский и Ницше: два образа сверхчеловека // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — С. 30-34.

Глава из книги: Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — 484 с.
ISBN 978-5-89697-381-2
DOI: 10.19181/conf.978-5-89697-381-2.2021.2

Размещена на сайте: 04.02.22

Текст статьи.


Ссылка при цитировании:

Исаков А.Н. Достоевский и Ницше: два образа сверхчеловека // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — С. 30-34. DOI: 10.19181/conf.978-5-89697-381-2.2021.2.

Аннотация

Не вызывает сомнения значимость фигуры отца в творчестве Достоевского. Важно, также, что она представлена в его романах противоположными типами персонажей — с одной стороны это «порочные» отцы подобные старшему Карамазову, с другой, — слабые, вроде капитана Снегирева. Любопытно, что оба отцовских типа у Достоевского лишены того, что Ницше назвал рессентиментной чувственностью. В своей статье я хочу сопоставить двойственность фигуры отца у Достоевского с противоречивостью образа сверхчеловека у Ницше. В сложной драматургии романов Достоевского двойственность идеи сверхчеловека становится основанием оригинальной смысловой коллизии, — противостояния двух экзистенциальных стратегий в их стремлении присвоить место «имени Отца» в символическом порядке. Не вызывает сомнения значимость фигуры отца в творчестве Достоевского. Важно, также, что она представлена в его романах противоположными типами персонажей — с одной стороны это «порочные» отцы подобные старшему Карамазову, с другой, — слабые, вроде капитана Снегирева. Любопытно, что оба отцовских типа у Достоевского лишены того, что Ницше назвал рессентиментной чувственностью. В своей статье я хочу сопоставить двойственность фигуры отца у Достоевского с противоречивостью образа сверхчеловека у Ницше. В сложной драматургии романов Достоевского двойственность идеи сверхчеловека становится основанием оригинальной смысловой коллизии, — противостояния двух экзистенциальных стратегий в их стремлении присвоить место «имени Отца» в символическом порядке.

Ключевые слова:

достоевский ницше лакан сверчеловек вечное возвращение рессентимент имя отца фетишизм истина христианства dostoevsky nietzsche lucan superman eternal return ressentiment father’s name fetishism the truth of christianity

Рубрики:

История и теория социологии



Возможно, вам будут интересны другие публикации:



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии. Всего [0]: