Иллюзия присутствия друга? Замечания об одном этикетном мотиве в письмах Максима Исповедника



Черноглазов Д.А.
Иллюзия присутствия друга? Замечания об одном этикетном мотиве в письмах Максима Исповедника // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — С. 398-408.

Глава из книги: Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — 484 с.
ISBN 978-5-89697-381-2
DOI: 10.19181/conf.978-5-89697-381-2.2021.37

Размещена на сайте: 10.02.22

Текст статьи.


Ссылка при цитировании:

Черноглазов Д.А. Иллюзия присутствия друга? Замечания об одном этикетном мотиве в письмах Максима Исповедника // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — С. 398-408. DOI: 10.19181/conf.978-5-89697-381-2.2021.37.

Аннотация

Настоящая статья — попытка рассмотреть письма Максима Исповедника в контексте истории эпистолярного жанра. Внимание концентрируется на одном из ключевых мотивов византийского эпистолярного этикета — мотиве «иллюзии присутствия» друга. Ставится вопрос, как этот мотив, разработанный в письмах ранневизантийских авторов, в первую очередь Иоанна Златоуста, используется в посланиях Максима. Демонстрируется, что Максим обнаруживает знакомство с предшествующей традицией и следует жанровым этикетным нормам, но при этом далек от простого копирования формул дружеского письма. Максим переосмысляет традиционный риторический мотив с философских позиций и, вступая в спор с предшествующей традицией, расставляет акценты по-новому. Так, он последовательно избавляется от понятия φαντασία ‘представление’ / ‘воображение’ и настаивает на том, что духовная любовь позволяет подлинно созерцать ум отсутствующего друга очами ума, а не посредством воображения представлять его телесный облик Настоящая статья — попытка рассмотреть письма Максима Исповедника в контексте истории эпистолярного жанра. Внимание концентрируется на одном из ключевых мотивов византийского эпистолярного этикета — мотиве «иллюзии присутствия» друга. Ставится вопрос, как этот мотив, разработанный в письмах ранневизантийских авторов, в первую очередь Иоанна Златоуста, используется в посланиях Максима. Демонстрируется, что Максим обнаруживает знакомство с предшествующей традицией и следует жанровым этикетным нормам, но при этом далек от простого копирования формул дружеского письма. Максим переосмысляет традиционный риторический мотив с философских позиций и, вступая в спор с предшествующей традицией, расставляет акценты по-новому. Так, он последовательно избавляется от понятия φαντασία ‘представление’ / ‘воображение’ и настаивает на том, что духовная любовь позволяет подлинно созерцать ум отсутствующего друга очами ума, а не посредством воображения представлять его телесный облик

Ключевые слова:

максим исповедник иоанн златоуст византийская эпистолография эпистолярный этикет эпистолярная теория maximos the confessor john chrysostom byzantine letter-writing epistolary ceremonial epistolary theory

Рубрики:

История и теория социологии



Возможно, вам будут интересны другие публикации: