Социальный капитал российского общества в условиях внешних шоков разной природы



Каравай А.В.
Социальный капитал российского общества в условиях внешних шоков разной природы // Вопросы теоретической экономики. 2022. № 4. С. 134-148.
ISSN 2587-7666
DOI: 10.52342/2587-7666VTE_2022_4_134_148
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=49810853

Размещена на сайте: 23.11.22

Текст статьи/выпуска на сайте журнала URL: https://www.inecon.org/docs/2022/VTE_2022_4.pdf (дата обращения 23.11.2022)


Ссылка при цитировании:

Каравай А.В. Социальный капитал российского общества в условиях внешних шоков разной природы // Вопросы теоретической экономики. 2022. № 4. С. 134-148. DOI: 10.52342/2587-7666VTE_2022_4_134_148.
Karavay A. V. The Social Capital of Russian Society in the Face of External Shocks of Different Nature. Theoretical Economics. 2022. No. 4. P. 134-148. DOI: 10.52342/2587-7666VTE_2022_4_134_148.

Аннотация

В статье на данных опросов ИС ФНИСЦ РАН 2001–2022 гг. анализируются состояние и динамика различных составляющих социального капитала российского общества. Показано, что уже в самом начале специальной военной операции на Украине общество консолидировалось в своем доверии к основным властным (Президент РФ, Правительство РФ, главы субъектов РФ) и общественным (Российская Академия наук и церковь) институтам, структурам и персоналиям. Их действия в период пандемии также способствовали тому, что доверие населения к ним выросло. При этом обеим палатам Федерального собрания и органам местного самоуправления население в массе своей уже на протяжении многих лет не доверяет. Продемонстрировано также, что наблюдается некоторая фрагментация общества в зависимости от используемых каналов получения информации, однако серьезной угрозы доверию в обществе она не несет, т.к. многие россияне очень критично относятся ко всем источникам информации, которые все больше дискредитируют себя в их глазах в последние годы. Показано, что среди россиян высок уровень межличностного доверия и готовности помогать другим при сравнительно невысоких субъективных оценках уровня взаимовыручки в обществе. Такое рассогласование говорит о нереализованности многих запросов к контрагентам по социальным сетям, выросших в условиях разного рода внешних шоков. В статье описана также структура социальных сетей в российском обществе, в массе своей низкоресурсных, но, тем не менее, все же предоставляющих большинству населения страны доступ к расширению жизненных возможностей, а не только к хозяйственно-бытовой помощи. Показано, что лишь четверть россиян весной 2022 г. была полностью исключена из такого рода сетей. Еще столько же было тех, кто, не предоставляя никаких значимых видов помощи другим, рассчитывал тем не менее на ее получение от своих социальных сетей. «Доноров», предоставляющих хотя бы какие-то ресурсы в социальных сетях, традиционно заметно меньше, чем «реципиентов». Такая асимметрия усугубляется тем, что основу социальных сетей составляет совсем небольшая (менее 10% представителей массовых слоев) группа высокоресурсных «доноров», которые одновременно являются и основными бенефициарами наиболее дефицитных ресурсов социальных сетей, что может послужить фактором дальнейшего углубления социальных неравенств. Однако пока что за счет высокой степени конвертации потенциала даже низкоресурсных социальных сетей в реальную помощь эти сети способствуют скорее консолидации общества.

Ключевые слова:

социальный капитал социальные сети ресурсы населения доверие в обществе доверие к власти консолидация российского общества social capital social networks public resources social confidence public confidence in the government public consolidation in Russia

Рубрики:

Социальная структура и стратификация



Возможно, вам будут интересны другие публикации: