Бесконечный разум как основание бытия чувственно воспринимаемых вещей, сообразно принципу причинности и взаимодействия в ранних произведениях Канта ...



Протопопов И.А.
Бесконечный разум как основание бытия чувственно воспринимаемых вещей, сообразно принципу причинности и взаимодействия в ранних произведениях Канта // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 2 : материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 22–24 сентября 2022 г.) / Отв. ред. О. Н. Ноговицин ; ФНИСЦ РАН. — СПб. : Издательство РХГА, 2022. С. 179-195.

Глава из книги: Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 2 : материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 22–24 сентября 2022 г.) / Отв. ред. О. Н. Ноговицин ; ФНИСЦ РАН. — СПб. : Издательство РХГА, 2022. — 452 с.
ISBN 978-5-89697-406-2
DOI: 10.19181/conf.978-5-89697-406-2.2022.15
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=50301397&pff=1

Размещена на сайте: 20.03.23

Текст статьи.


Ссылка при цитировании:

Протопопов И.А. Бесконечный разум как основание бытия чувственно воспринимаемых вещей, сообразно принципу причинности и взаимодействия в ранних произведениях Канта // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 2 : материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 22–24 сентября 2022 г.) / Отв. ред. О. Н. Ноговицин ; ФНИСЦ РАН. — СПб. : Издательство РХГА, 2022. С. 179-195. DOI: 10.19181/conf.978-5-89697-406-2.2022.15.

Аннотация

Статья посвящена анализу понятия разума в соотнесении с принципом причинности и взаимодействия ранних докритических произведений Канта. Автор показывает, что божественный разум выступает в раннем «докритическом» проекте кантовской философии, в отличие от положений «Критики чистого разума», определяющим основанием всех возможных вещей в мыслимых нами понятиях и причиной существования этих вещей в чувственном мире сообразно этим понятиям. Этот разум, мышление которого тождественно действительному бытию, обусловливает само существование единства определений любой мыслимой нами единичной вещи в её полном понятии, независимо от её чувственного восприятия. Сообразно положениям раннего Канта, только бесконечный божественный разум, а не ограниченный человеческий рассудок, может быть причиной той безусловной всеобщности, сообразно которой мы можем мыслить изначальную связь многообразного содержания чувственно воспринимаемого мира, определяемого через понятия причинности и взаимодействия всех его объектов.

Ключевые слова:

бесконечный разум рассудок причинность взаимодействие аналогии опыта умопостигаемая форма онтологическое доказательство infinite reason understanding substance causality interaction analogies of experience intelligible form ontological proof

Оглавление

Рубрики:

История и теория социологии



Возможно, вам будут интересны другие публикации: