Логическое учение Людвига Кондратьевича фон Якоба в контексте критической философии



Шевцов А В.
Логическое учение Людвига Кондратьевича фон Якоба в контексте критической философии // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 2 : материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 22–24 сентября 2022 г.) / Отв. ред. О. Н. Ноговицин ; ФНИСЦ РАН. — СПб. : Издательство РХГА, 2022. C. 204-212.

Глава из книги: Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 2 : материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 22–24 сентября 2022 г.) / Отв. ред. О. Н. Ноговицин ; ФНИСЦ РАН. — СПб. : Издательство РХГА, 2022. — 452 с.
ISBN 978-5-89697-406-2
DOI: 10.19181/conf.978-5-89697-406-2.2022.17
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=50301399&pff=1

Размещена на сайте: 20.03.23

Текст статьи.


Ссылка при цитировании:

Шевцов А В. Логическое учение Людвига Кондратьевича фон Якоба в контексте критической философии // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 2 : материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 22–24 сентября 2022 г.) / Отв. ред. О. Н. Ноговицин ; ФНИСЦ РАН. — СПб. : Издательство РХГА, 2022. C. 204-212. DOI: 10.19181/conf.978-5-89697-406-2.2022.17.

Аннотация

В статье рассматривается логическое учение Людвига Генриха фон Якоба (1759-1827), философа и логика времени немецкого Просвещения. Сочинение Якоба по логике «Начертание всеобщей логики и критические начала всеобщей метафизики» (1788), четвертое издание вышло в 1800 г., которым мы здесь и будем пользоваться. В статье вскрывается структура этого сочинения Якоба, состоящего из четырех взаимосвязанных частей: 1) Элементарного учения логики, 2) Логического учения о методе, 3) Диалектики или критики истинного, и 4) Критические начала всеобщей метафизики. Показывается, что Л.Г. фон Якоб в этом труде развивал концепцию, что в науке логики необходимо использовать символы и формулы математики, которые в данной логике будут являться знаками, обозначающими значения понятий. Поэтому логику по мысли Якоба надо редуцировать к математике, чтобы приблизиться к точности и порядку. Цель своего труда Л.Г. фон Якоб определял в качестве плана сделать введение в научное изучение философии. Для этого необходимо изучать законы, по которым мыслит рассудок, и условия, под которые он должен подстраиваться, чтобы с их учетом правильно мыслить. Якоб разрабатывал в своей логике учение о сорите, о гипотетических суждениях. Якоб являлся собеседником Канта. Доказывается, что Л.Г. фон Якоб, являясь с одной стороны учеником и последователем Канта, а поэтому продолжателем критицизма в философии, с другой стороны, старался построить и самостоятельную логику, которая бы по его мысли включала в себя и метафизику. Поэтому в статье показывается, что его труд по логике включал как само логическое учение, так и части критического анализа «практического разума», а также критику познавательной способности разума. Демонстрируется, что по замыслу Якоба все должна увенчивать критически разработанная метафизика. Концепция логического сорита, построения гипотетических рассуждений является в логическом учении Л.Г. фон Якоба инструментом исследования и порождения смыслов. Отмечается, что около 10 лет Л.Г. фон Якоб жил и работал в России с 1807 по 1816 гг. Якоб разрабатывал в своей логике учение о сорите, о гипотетических суждениях. Якоб являлся собеседником Канта. Доказывается, что Л.Г. фон Якоб, являясь с одной стороны учеником и последователем Канта, а поэтому продолжателем критицизма в философии, с другой стороны, старался построить и самостоятельную логику, которая бы по его мысли включала в себя и метафизику. Поэтому в статье показывается, что его труд по логике включал как само логическоеучение, так и части критического анализа «практического разума»,а также критику познавательной способности разума. Демонстрируется,что по замыслу Якоба все должна увенчивать критически разработанная метафизика. Концепция логического сорита, построения гипотетических рассуждений является в логическом учении Л.Г. фон Якоба инструментом исследования и порождения смыслов. Отмечается,что около 10 лет Л.Г. фон Якоб жил и работал в России с 1807 по 1816 гг.

Ключевые слова:

история логики Л.Г. фон Якоб логика критическая философия Кант сорит гипотеза имманентная философия The history of Logic Ludwig Heinrich von Jakob logic investigation critical philosophy I. Kant immanent philosophy sorite hypothesis

Оглавление

Рубрики:

История и теория социологии



Возможно, вам будут интересны другие публикации: