Образование как ресурс формирования «мягкой силы» в работе с молодыми соотечественниками, проживающими в странах СНГ



Ростовская Т.К., Васильева Е.Н.
Образование как ресурс формирования «мягкой силы» в работе с молодыми соотечественниками, проживающими в странах СНГ // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 5. С. 21-35.
ISSN 0869-3617
DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-5-21-35
EDN: RGBZPT
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=53923155

Размещена на сайте: 02.11.23

Текст статьи на сайте журнала URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/4374 (дата обращения 02.11.2023)


Ссылка при цитировании:

Ростовская Т.К., Васильева Е.Н. Образование как ресурс формирования «мягкой силы» в работе с молодыми соотечественниками, проживающими в странах СНГ // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 5. С. 21-35. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-5-21-35 . EDN: RGBZPT.
Rostovskaya T.K., Vasilyeva E.N. Education as a resource for the formation of “soft power” in working with young compatriots living in the CIS countries. Higher education in Russia. 2023. Vol. 32. No. 5. Pp. 21-35. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-5-21-35 .

Аннотация

В РФ растёт актуальность исследования политики в отношении русскоговорящих молодых соотечественников, проживающих за рубежом. Во-первых, русскоговорящие соотечественники являются демографическим потенциалом России, и сегодня разработаны и внедрены институциональные механизмы содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Во-вторых, в условиях геополитической нестабильности российские соотечественники являются источником «мягкой силы» для сохранения единства русского мира. В данном исследовании обсуждается потенциал образования как ресурса государственной политики, направленной на координацию работы с молодыми соотечественниками в странах СНГ. Цель данной работы - выявить основные проблемы и стратегии использования образования как ресурса «мягкой силы» в отношении российских соотечественников, проживающих в странах СНГ. Методология исследования базируется на теориях «мягкой силы» и политической коммуникации. Метод исследования - дискурс-анализ информационных бюллетеней Министерства иностранных дел Российской Федерации (МИД России) за 2012-2022 гг.; за указанный период опубликовано 1949 документов, выборка сплошная (не в каждом документе была информация по исследуемой проблеме). В процессе дискурс-анализа оценивались следующие инструменты государственного управления: коммуникация и институциональные ресурсы образования как основы «мягкой силы» России в странах СНГ, направленные на сохранение связей с русскоговорящими соотечественниками. Дискурс-анализ позволил выявить трансформацию основных стратегий политики в отношении русскоязычных соотечественников, обоснованную как геополитическими вызовами, так и окончательной формулировкой идеологической концепции России. В 2012-2014 гг. основной стратегией было сохранение русского языка и русской культуры, развитие общественной дипломатии. С 2014 г. усиливается работа по сохранению исторической памяти, а к 2020 г. формируется дискурс, направленный на обоснование сохранения традиционных ценностей. Объединяет указанные этапы трансфер образования как ключевая стратегия, способствующая добровольному переселению соотечественников в РФ или сохранению и воспроизводству традиционной культуры на территории иных государств.

Ключевые слова:

СНГ соотечественники образование коммуникация «мягкая сила» русский язык добровольное переселение commonwealth of independent states (cis) compatriots education communication “soft power” russian language voluntary resettlement

Рубрики:

Социология образования



Возможно, вам будут интересны другие публикации:



© 1998-2024. ФНИСЦ РАН (https://www.fnisc.ru)