Социокультурный контекст формирования и реализации моделей социологического образования в России Буланова М.Б.Социокультурный контекст формирования и реализации моделей социологического образования в России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024. Т. 24. № 1. C. 73-86.ISSN 2313-2272DOI: 10.22363/2313-2272-2024-24-1-73-86EDN: SIKWQKРИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=65579741Размещена на сайте: 15.07.24Текст статьи на сайте журнала URL: https://journals.rudn.ru/sociology/article/view/38498/23292 (дата обращения 15.07.2024)Ссылка при цитировании:Буланова М.Б. Социокультурный контекст формирования и реализации моделей социологического образования в России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024. Т. 24. № 1. C. 73-86. DOI: 10.22363/2313-2272-2024-24-1-73-86. EDN: SIKWQK.Bulanova M.B. The socialcultural context of the formation and implementation of the sociological education models in Russia. RUDN Journal of Sociology. 2024. Vol. 24. No. 1. Pp. 73-86. DOI: 10.22363/2313-2272-2024-24-1-73-86. DOI: 10.22363/2313-2272-2024-24-1-73-86.АннотацияСтатья посвящена историческим аспектам формирования и реализации моделей социологического образования в России. Просветительская модель, разработанная Н.И. Кареевым и М.М. Ковалевским в конце XIX века, была предназначена для ознакомления с социологическим знанием студентов всех направлений вузовской подготовки. С 1901 года практика социологизации обществознания была введена в Высшей русской школе общественных наук в Париже, а в 1908 году усовершенствована на кафедрах социологии Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева и Московского городского народного университета им. А.Л. Шанявского. В 1918 году П.А. Сорокин разработал профессиональную модель подготовки социологов. До 1921 года студенты обучались по данной модели на факультетах общественных наук Московского, Петроградского и Ярославского университетов. В 1922 году процесс реализации разработанных социологами моделей был приостановлен в связи с введением централизованных планов по обучению студентов основам марксизмаленинизма. Креативный потенциал исторически сложившихся моделей стал востребован в период перестройки, в конце 1980-х - начале 1990-х годов, а новые варианты просветительской и профессиональной моделей были внедрены в высшую школу в благоприятных условиях повторной институционализации социологии. Однако с 2010 года начался процесс постепенного уменьшения числа социологических кафедр и факультетов в российских вузах по программам подготовки «бакалавр-магистр». В настоящее время просветительская и профессиональная модели представлены в российской высшей школе неравномерно, а их реализация остается под вопросом в связи с инициативой Министерства науки и высшего образования вернуться к подготовке студентов по укрупненным группам специальностей, т.е. планы подготовки социологов придется согласовывать с планами подготовки по регионоведению, международным отношениям, туризму и политологии.Ключевые слова:история российской социологии российское социологическое образование модели социологического образования просветительская модель профессиональная модель студенческая молодежь history of Russian sociology Russian sociological education models of sociological education educational model professional model student youth Рубрики: Социология культурыВозможно, вам будут интересны другие публикации:Подлесная М. А., Ильина И. В.Духовность в представлениях советского и постсоветского человека. Часть 2 // Журнал Белорусского государственного университета. Социология. 2022. № 4. С. 34–41.Селиверстова Н. А., Сорокин О. В., Ооржак С.У.Смысловые компоненты в представлениях о родине тувинской студенческой молодежи // Новые исследования Тувы. 2023, № 1. С. 110-124.Пузанова Ж.В., Нарбут Н. П., Ларина Т.И., Тертышникова А.Г.Типология исторической памяти о Второй мировой войне: методологические аспекты изучения (на примере студенчества РУДН) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. - 2020. - Т. 20. - №2. - C. 292-306. doi: 10.22363/2313-2272-2020-20-2-292-306Дулина Н.В., Мансуров В. А., Пронина Е. И., Широкалова Г. С., Шкурин Д.В., Юрьев П. С.Народная культура в оценках российской студенческой молодежи // Научный результат. Социология и управление. 2022. Т. 8. № 3. С. 61-78.Кублицкая Е. А.Основные ценности консолидации российского общества в представлениях религиозной и нерелигиозной студенческой молодежи // Научный результат. Социология и управление. 2023. Т. 9, № 2. С. 21-42.